Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (422) | 25 июня 2012г.
 

Стагнация Адамова

Волжский район потерял позиции

Михаил Куракин

В первой декаде июня официальный печатный орган администрации Волжского р-на раскрыл отчет главы района Александра АДАМОВА (на фото). Оптимистичный тон отчета способен натолкнуть на мысль о том, что район сегодня переживает фазу стабильного и поступательного развития. Однако более детальное изучение динамики ряда показателей может свидетельствовать о стагнации, которая в ближайшее время может дополниться и кризисом власти на территории района. Происходящие в Самарской обл. процессы, направленные на форматирование региональных элит, подчеркнутая близость Адамова к холдингу «Волгапромгаз» (ВПГ), а также скорое окончание срока его полномочий могут стать катализатором весьма неоднозначных процессов.

Кризис продолжается

29 мая собрание представителей Волжского р-на Самарской обл. своим решением №133/16 «Об отчете о результатах деятельности главы муниципального района Волжский... за 2011 г.» приняло к сведению очередной ежегодный отчет Александра Адамова. «Объем валовой продукции сельского хозяйства по району (кроме ЛПХ) за 2011 г. составил 1602,5 млн р., или 143% к уровню 2010 г. В том числе продукции растениеводства произведено на 942,7 млн р. (202%), животноводства — 659,9 млн р.», — говорится в отчете Адамова. На первый взгляд такое положение дел может вселить определенный оптимизм, однако если посмотреть динамику ключевых показателей сельскохозяйственной отрасли района на фоне других муниципальных районов региона, можно прийти к совершенно иному выводу.

Так, например, с 2008 по 2009 г. в общем рейтинге районов по показателю производство молока Волжский р-н опустился с 9-го на 17-е место. В этом же отчетном периоде схожая динамика наблюдалась по производству мяса — с 5-й на 7-ю позицию в общем рейтинге. По показателям урожайности зерновых культур Волжскому р-ну удалось прибавить всего две позиции (с 19-го на 17-е место), но все

равно остаться в хвосте рейтинга. Скорее всего, такая динамика обусловлена снижением активности в других районах региона. Тем более что уже по итогам работы в 2010 г. Волжский р-н вернулся на 19-ю позицию в общем рейтинге по этому показателю. Хотя в целом в течение 2010 г. удалось несколько поправить свое положение на фоне других районов, основной деятельностью которых едва ли является сельхоздеятельность. Например, на фоне Нефтегорского р-на, динамика показателей Волжского р-на в 2010 г. выглядит не впечатляюще.

Стоит напомнить, что 2008-2010 гг. для сельского хозяйства региона в целом оказались весьма не простыми. Прежде всего в связи с последствиями финансово-экономического кризиса, а также с аномальными метеоусловиями. Однако уже 2011 г. для многих районов региона оказался достаточно продуктивным. Что же касается Волжского р-на, то за указанный отчетный период можно говорить лишь об углублении процесса стагнации.

Так, по показателю урожайности зерновых и зернобобовых культур Волжский р-н оказался в самом хвосте рейтинга — на 24-й позиции. По производству мяса — на 8-й позиции. По производству молока — на 16-й позиции.

Не исключено, что по итогам работы администрации Адамова в 2012 г. показатели отрасли сельского хозяйства продолжат снижаться. По крайней мере на эту мысль наталкивает то, что из 35 предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции, состоящих на самостоятельном балансе в 2010 г., свою работу в 2011 г. продолжило лишь 30. Причины, по которым 5 предприятий отрасли предпочли не продолжать свою деятельность на территории Волжского р-на, в отчете главы за 2011 г. не раскрываются.

Тонкости администрирования

Что касается бюджетной политики руководства Волжского р-на, то ее эффективность и рациональность также вызывает много вопросов и может косвенно свидетельствовать о некотором регрессе. Конечно, наиболее заметна эта тенденция в работе районных властей по администрированию доходов. «В общем объеме доходы консолидированного бюджета исполнены в размере 1,129 млрд р. при плановых показателях в размере 1,229 млрд р. (исполнение составило 91,85%)», — говорится в отчете главы Волжского р-на Александра Адамова. Его отчет за 2010 г. можно назвать схожим: «В общем объеме доходы консолидированного бюджета исполнены в размере 999,4 млн р. при плановых показателях в размере 1,043 млрд. р. (исполнение составило 95,8%)». Учитывая то, что доходы бюджета, как правило, формируются из налоговых сборов на территории, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов, а также из неналоговых сборов, которые как раз находятся в компетенции органов местного самоуправления, можно делать выводы об эффективности работы администрации Адамова. Неналоговые поступления формируются за счет взимания платы по договорам купли-продажи и аренды на земельные участки и недвижимость, заключенным между руководством муниципальной единицы и участниками рынка.

13 марта 2012 г. под председательством губернатора Владимира Артякова состоялось заседание совета по развитию местного самоуправления, в котором приняли участие министры регионального правительства и главы муниципалитетов Самарской обл. Основными вопросами обсуждения стали итоги исполнения местных бюджетов за 2011 г. и реализация Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Официальный печатный орган облправительства — газета «Волжская коммуна» так описала заседание: «Открывая заседание, Владимир Артяков отметил, что в 2011 г. налоговые и неналоговые доходы муниципалитетов выросли на 11 % по сравнению с предыдущим годом. «Мы видим прогресс в результате роста экономики. Однако ряд муниципалитетов по-прежнему не в полной мере пользуется имеющимися у них резервами по собираемости земельного налога и актуализации государственного кадастра недвижимости. Мы постоянно говорим об этой проблеме, но, например, в Волжском, Пестравском, Ставропольском районах проблемы в этом вопросе остаются», -заявил глава региона».

Подчеркнуто-сдержанный тон издания не передает атмосферы того заседания. Критика Артякова, направленная в адрес руководителей «районов-штрафников», присутствовавших на мероприятии, в том числе и Адамова, была весьма эмоциональна и скорее носила характер предостережения, нежели рядового сигнала.

Что же касается формирования расходной части бюджета Волжского р-на, то наиболее показательным можно назвать конец 2010 г., когда в ходе распределения субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов в размере 57 млн р. 21 млн р. был направлен на погашение управляющими компаниями долгов перед поставщиками газа и прочих энергоносителей. Львиная доля тех средств досталась МУП «Волжсксельхозэнерго», который, в свою очередь, должен был перечислить их на счета близких к ВПГ компаний- ООО «Самарарегионгаз», ООО «СВГК» и ОАО «Самараэнерго» (см. «Хронограф» №38 (347) от 15.10.10).

Корпоративный игрок

Что же касается непосредственной деятельности Александра Адамова в должностях главы Волжского р-на и члена политсовета самарского регионального отделения партии «Единая Россия» (ЕР), то его методы работы, а также подчеркнутая близость к бенефициарам ВПГ наводит на мысль о том, что Адамов больше является корпоративным игроком, контролирующим вверенную ему территорию. Стоит напомнить, что пути Адамова и ЕР пересеклись в 2007 г., за полгода до его избрания на пост районного главы. До этого Адамов был известен в качестве активного члена партии ЛДПР. Это вполне логично. Учитывая то, что руководство партии на территории Самарской обл. достаточно плотно ассоциируется со структурами ВПГ (см. «Хронограф» №36 (389) от 17.10.11). Вероятнее всего, смена партийной принадлежности у Адамова произошла по весьма понятным причинам. Бренд ЕР позволил ему избраться главой района. Вопрос сегодня лишь в том, выиграла ли партия от его присутствия и в партии, и на руководящей должности в районе. Ведь Волжский р-н считается одним из наиболее инвестиционно привлекательных, он полностью является пригородной территорией такой агломерации, как Самара- Кинель- Новокуйбышевск. Бизнес сюда стремится, земельный ресурс пользуется высоким спросом. Однако на социально- экономическом положении района почему-то этот факт при Адамове сказывается не лучшим образом.

В период избрания Адамова на пост главы района активно распространялись версии о том, что его кампания могла происходить при финансово-административной поддержке структур ВПГ. Не исключено, что продвижение Адамова стало своеобразной инвестицией для финансово-промышленной группы. В начале 2011 г. в публичной плоскости оказался землеотвод, сделанный руководством Волжского р-на в адрес одного из бенефициаров ВПГ (см. «Хронограф» №3 (356) от 31.01.11).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.