Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (422) | 25 июня 2012г.
 

В шаге от коллапса

Тольятти нуждается в увеличении норматива образования КГО

Сейдамет Абреков

Сегодня мэрия Тольятти во главе с Сергеем АНДРЕЕВЫМ решает проблему вывоза с городской территории крупногабаритных отходов (КГО). Проблема возникла ввиду того, что реальное образование КГО в Тольятти выше, чем расчетное количество по нормативам, утвержденным 9 лет назад. В результате управляющие компании (УК) оплачивают штрафы за сверхлимитное образование КГО. УК готовы вывозить КГО согласно нормативам, что приведет к захламлению города мусором. Чтобы не доводить до этого, мэрия должна или пересмотреть норматив образования КГО в сторону увеличения, или компенсировать УК оплаченные штрафы.

О том, что существующие в Тольятти нормативы образования твердобытовых отходов (ТБО) и крупногабаритных отходов (КГО), по которым работают УК города, не соответствуют количеству реально образующегося мусора, можно судить по данным УК. Особенно это касается КГО. Так в течение 2012 г. объем КГО, вывезенного с территории обслуживания ЖЭУ 13, превысил показатель нормативного накопления на 1652 куб. м. И это при том, что нормативные цифры, рассчитанные по количеству граждан, проживающих в зоне ответственности ЖЭУ 13, составили 2058 куб. м. Т. е. превышение по этому участку составило более 80%.

Такие показатели превышения образования КГО наблюдаются далеко не на каждом участке. Судя по всему, это зависит от того, сколько реально граждан проживает на той или иной территории. Но в среднем по районам Тольятти фактическое образование КГО выше, чем нормативные показатели, на 35-45%.

Причем показатели превышения тем выше, чем больше в том или ином районе частных домов. Так в Автозаводском р-не превышение норматива составляет около 38%, в Центральном р-не — около 45%. В Центральном р-не ситуация усугубляется тем, что физических лиц, проживающих в частном секторе, очень трудно обязать вывозить КГО и ТБО. Граждане, проживающие в частном секторе, предпочитают выбрасывать мусор в контейнеры, расположенные в многоквартирных домах и рассчитанные на обслуживание потребностей населения, проживающего в квартирах. Получается, что за средства жителей многоквартирных домов вывозятся отходы т. н. частного сектора. Для исключения данной ситуации необходимо, по мнению УК, осуществить массовую проверку совместно с администрацией на наличие и оплату договоров по вывозу отходов, а где их нет -обязать собственников частных домов их заключить.

Кроме того, субъекты малого бизнеса (магазины, ларьки и т. п.), как правило, выкидывают свой мусор также в контейнеры для отходов жилфонда. Хотя при этом формально имеют договоры на вывоз мусора, но экономят и не пользуются ими. Тут, по мнению специалистов, необходимо наладить систему контроля предпринимателей на наличие не только договоров на вывоз мусора,

Если не принять кардинальных мер, такие картины в Тольятти будут наблюдаться все чаще
Если не принять кардинальных мер, такие картины в Тольятти будут наблюдаться все чаще

но и факта оплаты этих договоров и актов выполненных работ. Поскольку иметь договор и пользоваться им, как показывает практика, совершенно разные вещи.

Это более характерно для Центрального р-на, т. к. администрация Автозаводского р-на идет навстречу УК и контролирует, чтобы каждая точка реально вывозила свои отходы. Для организаций и лиц, которые нарушают нормы образования отходов и, фактически, загрязняют окружающую среду, существуют предусмотренная действующим законодательством ответственность. Так, в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».

Так или иначе, но на практике сложилась такая ситуация: жители и бизнес выкидывают нерегулируемый объем КГО, а УК за свой счет все это вывозит. Вывоз же КГО в пределах нормативных объемов приведет к захламлению придомовых территорий и контейнерных площадок, ухудшит эпидемиологическую обстановку на придомовых территориях. Проще говоря, город может превратиться в одну большую свалку. О том, что подобного рода развитие событий — это не фантазии, говорит аналогичная ситуация, произошедшая в соседнем Жигулевске в марте-апреле т. г., когда снег сошел и стало понятно, что город завален невывезенным мусором (см. «Хронограф» №22 (421) от 18.06.12).

Ввиду образования сверхнормативного КГО, УК вынуждены оплачивать штрафы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. На примере самой крупной УК Тольятти — ООО «Департамент ЖКХ» можно отметить, что размер штрафов в год составляет около 4 млн р. Разумеется, бесконечно такое положение дел продолжаться не может. Существует опасность, что УК могут отказаться вывозить мусора больше, чем предполагают расчеты по нормативам.

УК неоднократно обращались с письмами к прежней администрации Тольятти во главе с Анатолием Пушковым, а ранее и Николаем Уткиным, с просьбой пересмотреть нормативы образования КГО. Но, несмотря на то, что нормативы могут пересматриваться каждые три года, пока эти обращения результата не дали. Аналогичные обращения начали поступать и к мэру Тольятти Сергею Андрееву.

Стоит отметить, что нормативы образования КГО были утверждены в Тольятти еще в 2003 г. Если сравнить показатели утвержденных нормативов, то можно увидеть, что в Тольятти они самые низкие среди крупных городов. В отличие от некоторых городов, например, Самары, этот норматив ниже в полтора раза. Если же сравнивать с Москвой, то тольяттинский норматив ниже почти в три раза. Подобное, судя по всему, объясняется как раз тем, что в других городах нормативы образования КГО пересматриваются чаще.

Таким образом, сегодня в Тольятти назрела необходимость утверждения адекватных нормативов образования ТБО и КГО как для физических, так и юридических лиц. Более того, в этом вопросе необходим контроль со стороны администрации города и муниципальных властей для того, чтобы упорядочить систему сбора, транспортировки и переработки мусора.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Виктор ПОПОВ, директор ООО «Департамент ЖКХ»

- То, что фактический объем отходов давно превышает установленные нормативы образования — это не для кого ни секрет. В Тольятти всегда уровень жизни, а значит, и уровень потребления, был несколько выше, чем в аналогичных по населенности городах. При этом все понимают, что не вывозить сверхнормативные объемы отходов невозможно. Треть будет просто оставаться на улицах.

Вполне логично в такой ситуации пересмотреть существующие нормативы образования в сторону их реальной величины. Также необходимо модернизировать систему сбора отходов населения. Нужна программа по раздельному сбору отходов. Для Центрального, Комсомольского р-нов и для мкрн Поволжского, где открытый сбор мусора на контейнерные площадки, установить подземные контейнеры и организовать селективный сбор ТБО и КГО вполне реально. Но при этом необходимо обеспечить рынок сбыта, т. е. должны быть заводы для дальнейшей переработки и последующего вовлечения в повторный оборот. Это обеспечит экономию частично и средств населения и снизит нагрузку на окружающую среду.

Александр ДЕНИСОВ, генеральный директор ООО «ПЖРТ сервис»

- 29 июня 2012 г. в Думе г. о. Тольятти состоится заседание рабочей группы по проблемам, изложенным в Вашем обращении, с участием руководителей мэрии г. о. Тольятти, депутатов и управляющих компаний города. Рабочая группа выработает соответствующие предложения для последующего рассмотрения мэром г. о. Тольятти и Думой г. о. Тольятти, о чем Вы будете проинформированы дополнительно.