Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (419) | 4 июня 2012г.
 

В ожидании экспансии

Самарский рынок рекламы снова готовится к переделу

Илья Круговой

Самарский рынок наружной рекламы в ближайшее время может претерпеть значительные изменения. Об этом можно судить не только по заявлению главы города Дмитрия АЗАРОВА, но и по некоторым инициативам мэрии и Думы г. о. Самара (ДГОС). В минувший четверг было опубликовано соответствующее решение, касающееся рынка наружной рекламы в Самаре.

На прошлой неделе было опубликовано решение об установлении формы проведения торгов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-Ф3 «О рекламе». В соответствии с ним проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции будет осуществляться в форме конкурса.

Эксперты «Хронографа» сомневаются в том, что данное решение сильно повлияет на рынок наружной рекламы. Но многие сходятся во мнении, что на этот рынок повлияет смена региональной власти и, как следствие, появление новых игроков. Подобный пример уже имел место в 2008 г., когда на самарский рынок «наружки» зашли столичные агентства. При этом передел рынка даже оказался в поле зрения надзорных органов.

Одним из первых, кто пострадал от прихода столичных агентств, занимающихся размещением наружной рекламы, стал бывший депутат Думы г. о. Самара (ДГОС) Алексей Офицеров. В сентябре 2008 г. по распоряжению руководителя государственного казенного предприятия (ГКП) «АСАДО» были снесены 89 рекламных конструкций, принадлежащих МП «Самараинформресурс», которое возглавлял Офицеров. Тогда же появилась версия, что возглавлявший на тот момент ГКП «АСАДО» Юрий Букреев мог действовать в интересах столичной группы Newsoutdoor (см. «Хронограф» №46 (261) от 08.12.08). Последняя, кстати, в то время проявила интерес к размещению собственной рекламы на наиболее оживленных улицах Самары, к которым как раз и относится Московское шоссе и Ново-Садовая. А предприятие Букреева занималось восстановлением и ремонтом дорог, в т. ч. по ул. Ново-Садовой. Эксперты «Хронографа» тогда высказывали предположение, что Офицеров пострадал не столько от экспансии, сколько от разногласий между городской и областной властью. В тот же период получила распространение информация, что под столичное агентство ведется «расчистка» ул. Ново-Садовой, где должна быть открыта станция метро «Алабинская», стало быть, и увеличится трафик потребителей рекламы. Также Newsoutdoor получила право на оформление улиц в старой части города и размещение носителей на ул. Ленинградской, которая является пешеходной. При этом довольно странно, что «крупнейший национальный оператор наружной рекламы», как говорится на сайте компании, несет колоссальные убытки.

По данным отчетности компания получила выручку за 2010 г. в размере свыше 3,1 млрд р. и при этом понесла убыток в сумме свыше 985 млн р.

Рынок наружной рекламы Самары ожидает очередная волна передела
Рынок наружной рекламы Самары ожидает очередная волна передела

И такая тенденция наблюдается с 2008 г.

На рынке самарских операторов наружной рекламы компаний с подобными оборотами не существует. Однако некоторые из них заслуживают отдельного внимания. Тем более что именно этим игрокам придется отстаивать свою нишу или уйти с рынка под давлением новых конкурентов.

В начале этого года произошел конфликт ряда игроков с администрацией города. Как утверждают источники «Хронографа», этот конфликт предшествовал увольнению с должности руководителя департамента потребительского рынка и услуг администрации Самары Дмитрия Харчева. Он был одним из немногих чиновников, которые удержались на своих должностях с уходом Виктора Тархова.

Впрочем, это вполне объяснимо тем, что Харчев был лицом, подконтрольным депутату Самарской губернской думы (СГД) Александру Милееву.

Увольнению Харчева предшествовало постановление, подписанное департаментом строительства и архитектуры в феврале 2012 г., о демонтаже рекламных конструкций, принадлежащих ООО «РПК МИ-КО». Данную компанию возглавляет Павел Иванов, а зарегистрирована она по одному адресу с такими организациями, как ООО «Родник-Розница» и ООО ТК «МИКО-Розница». ООО «РПК МИКО» должно было демонтировать 16 рекламных конструкций, но, по некоторым данным, этого так и не было сделано. Примечательно, что Дмитрий Харчев после своего увольнения занял должность руководителя департамента торговли и потребительского рынка Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Если он сохранит свое место с приходом нового губернатора, то вполне может влиять на рекламную политику. А учитывая недавний конфликт, позиция Харчева вряд ли будет на пользу городу.

Еще одним крупным оператором на рынке наружной рекламы в Самаре является ООО Группа компаний «Твин Медиа» братьев Алексея и Андрея Зуевых. Группе подконтрольны ряд компаний, одна из которых, также занятая в сфере рекламы, расположена в Ульяновске. Алексей Зуев является председателем Ассоциации рекламораспространителей (АРС) Самары, в которую входит ряд компаний, занятых в рекламной деятельности. Среди них одно из крупнейших агентств -ООО РИА «Абсолют», возглавляемое Михаилом Расторгиным.

С некоторых пор «Абсолют» перестал раскрывать отчетность, но о размахе компании можно судить уже по тому, что за 2008 г. фирма заработала свыше 5,1 млн р. О прибылях компании братьев Зуевых говорить не приходится. К примеру, за 2009 г. при выручке 2,047 млн р. чистая прибыль составила всего 48 тыс. р. А за 2010 г. выручка увеличилась вдвое, превысив 4,1 млн р., но при этом убыток компании уже составлял 6,5 млн р. Довольно странно, что вся прибыль и даже сверх того была расписана по графе «административные расходы».

При всем этом «Твин Медиа» занимается не только изготовлением рекламы, но и ее размещением на транспорте и в метро. Также у компании имеются щиты 3x6. Но их количество выяснить не удалось, т. к. именно этот раздел на сайте компании при попытке просмотреть информацию дает сбой.

Возможно, что группа компаний Зуевых уже испытывает некие трудности. Не исключено, что эти трудности возрастут, когда рекламный рынок начнут упорядочивать в соответствии с установками, декларируемыми новой региональной властью.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий АЗАРОВ, глава г. о. Самара

- Долгое время была неразбериха, не существовало единых правил, сегодня город просто заляпан рекламой. Мы готовим схему размещения рекламных конструкций, создан комитет по рекламе. Задача поставлена: количество щитов нужно сократить не менее чем в два раза. Есть хитросплетения в разграничении полномочий, противоречащие друг другу законодательные акты. Предстоит непростая работа, но в этой сфере пора наводить порядок.

Сергей БОГДАНОВ, депутат Думы г. о. Самара

- Полномочия по рекламе более месяца назад были переданы в департамент благоустройства. В ближайшее время они должны подготовить решение по данному вопросу, т. е. по упорядочиванию рынка наружной рекламы. Думаю, что из города будет убрана часть наружной рекламы. Что касается смены власти, то подобные вещи всегда влекут за собой изменения, в т. ч. и на рекламном рынке. Думаю, что должны появиться новые игроки на этом рынке. Когда приходит новый человек, на рынке всегда появляются какие-то новые люди. Емкость рекламного рынка на сегодня такова, что город мог бы получать порядка 500 млн р. в год, собранных в качестве налогов. Собирается же сейчас в разы меньше.