Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (419) | 4 июня 2012г.
 

Делят перевозчика

РН-Трансу будет непросто купить компанию «СГ-Транс»

Илья Ширтанов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России решила удовлетворить ходатайство ЗАО «РН-Транс» (г. Новокуйбышевск) о приобретении государственной компании-перевозчика сжиженных газов ОАО «СГ-Транс». В случае заключения сделки РН-Транс может получить доминирующее положение в сегменте рынка железнодорожных перевозок сжиженных газов. Однако в борьбу за этот актив уже включилось с десяток компаний, среди которых не оказалась структуры ОАО «Газпром». Возможно, это связано с тем, что РН-Транс представляет интересы ОАО НК «Роснефть».

СГ-Транс занимает доминирующее положение на федеральном рынке услуг по транспортировке сжиженных газов железнодорожным транспортом. Сегодня эта компания полностью принадлежит государству — 100% акций ОАО «СГ-Транс» находится в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Доля СГ-Транса в этом сегменте рынка в пределах границ РФ составляет более 65%. Это обстоятельство требует согласования с ФАС сделки по приобретению СГ-Транс. РН-Транс обратился в антимонопольную службу с ходатайством дать согласие на покупку компании «СГ-Транс». ФАС должна была провести анализ того, как последствия этой сделки скажутся на рынке услуг.

В то же время потенциальный покупатель СГ-Транса — компания «РН-Транс» также является одним из крупнейших железнодорожных перевозчиков в стране. РН-Транс на момент подачи в ФАС ходатайства имел название ЗАО «Юкос-Транссервис».

Оно было образовано в 1998 г. для оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов посредством железнодорожного транспорта. Изначально услуги оказывались родственным структурам ГК «ЮКОС».

Впоследствии РН-Транс заметно расширил свои позиции. Список перевозимых грузов пополнился и сжиженными газами. Однако основным видом деятельности РН-Транса можно считать организацию перевозок нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день РН-Транс входит в список аффилированных лиц ОАО «Роснефть». Роснефть больше ориентирована на нефтяной сектор, а не на газовый. В ГК «Роснефть» входят организации нефтеразведки, нефтедобычи, нефтепереработки и сбыта продукции.

Следует отметить, что Роснефть обладает и значительными запасами природного газа. Однако доля газа от суммарной добычи углеводородов составляет не более 10%. Это может объясняться тем, что основным экспортером газа является ОАО «Газпром». Кроме того, Газпром владеет на территории России практически всей системой магистральных газопроводов. Роснефть в этом плане может быть ограничена в доступе к системе газопроводов.

Возвращаясь к продаже СГ-Транса, следует обратить внимание на то, что для получения разрешения на покупку этой организации в ФАС России также обращалось ООО «Газпромтранс». Последнее является аффилированным лицом Газпрома. ФАС России приняло решение об отказе в удовлетворении ходатайства Газпромтранса.

В это же время ФАС России рассматривала аналогичные заявления ООО «ТрансЕвроГаз», ООО «Петролсиб-Сервис» и ОАО «АФК «Система». Эти ходатайства были удовлетворены. Ранее, в первой половине февраля, антимонопольная служба одобрила покупку СГ- Транс еще шести претендентам: ЗАО «НефтеТрансСервис», ООО «Спецтрансгарант», ООО «Транспортно-экспедиторская компания «Евротранс», «БРАНСВИК РЕЙЛ ТРАНС (САЙПРЕС) ЛИМИТЕД», ООО «ОТЭКО-Портсервис», ЗАО «Спецэнерготранс».

Стоит напомнить, что сегодня на территории Самарской обл. создается консолидированная группа налогоплательщиков ГК «Роснефть». По всей видимости, эта группа станет платформой для создания регионального субхолдинга Роснефти. Логично, что в этот холдинг будут включены все крупные организации, аффилированные Роснефти, расположенные в Самарской обл. и ближайших регионах Поволжья. В этом случае приобретение РН-Трансом фирмы «СГ-транс» могло бы существенно повлиять на консолидированные обороты этой группы.

Между тем уже обозначившееся большое количество конкурентоспособных претендентов на покупку акций СГ-Транса может осложнить для РН-Транса возможность приобретения СГ-Транса. Высокая конкуренция способна поднять цену покупки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.