Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (417) | 21 мая 2012г.
 

Взять лифты под контроль

Лифтэлектросервису мешает ДУМИ мэрии Тольятти

Константин Грайко

Постоянное недофинансирование программ поддержки лифтового хозяйства г. Тольятти провело к тому, что более 42% подъемников города выработали нормативный срок службы. К 2015 г. эксплуатация практически половины лифтов может стать небезопасной. Проблема доставки населения на этажи усугубляется еще и тем, что многие управляющие компании (УК) отказываются от партнерства с профессиональными участниками рынка. В частности, сотрудничеству с ОАО «Лифтэлектросервис» (ЛЭС) УК предпочитают работу с мелкими частными компаниями. Эти фирмы вместо планово-предупредительной системы техобслуживания лифтов предлагают более дешевую, но неэффективную систему разовых ремонтов. Естественно, модернизация лифтового парка в данном случае не предусмотрена.

На этом фоне не совсем понятна позиция департамента управления муниципальным имуществом (ДУМИ) мэрии г. о. Тольятти. Дело в том, что в программу приватизации муниципального имущества Тольятти на 2012 г. включен ряд объектов, обремененных договорами аренды с ОАО «Лифтэлектросервис». В экономическом обосновании говорится, что необходимость приватизации предлагаемых объектов недвижимости вызвана тем, что данное муниципальное имущество не предназначено для решения вопросов местного значения. Между тем в данных нежилых помещениях размещены диспетчерские пункты с пультами системы контроля за работой лифтов. В принципе эти хозблоки были построены как раз для размещения квартальных диспетчерских пунктов и служб по обслуживанию и ремонту МКД. Т. е. для решения социально значимых вопросов местного значения.

По мнению генерального директора ОАО ЛЭС Александра Зайцева, форсирование вопроса по приватизации хозяйственных помещений, где располагается лифтовое диспетчерское оборудование, несколько преждевременно. На данном этапе необходимо исключить из программы приватизации помещения, расположенные в хозблоках жилых кварталов и занимаемые службами ЖКХ. Понимая, что ЛЭС не готов участвовать в аукционах по приобретению данных объектов муниципального имущества, предприятие подготовило и начало реализацию проекта по созданию единого центрального диспетчерского пульта (ЕЦДП). Однако надо понимать, что формирование ЕЦДП — это длительная и трудоемкая работа. Она была начата в ноябре 2011 г. и на сегодняшний день на ЕЦДП заведено только 500 лифтов. По завершении данного процесса ЛЭС готов отказаться от помещений лифтерных. В ответе на запрос «Хронографа» Александр Зайцев сообщил:

ЕЦДП дает возможность оперативно отслеживать неисправности лифтов и устранять их
ЕЦДП дает возможность оперативно отслеживать неисправности лифтов и устранять их

«В течение 2010-2011 гг. наше предприятие проводило планомерную работу по освобождению неэффективно используемых нежилых помещений. По части помещений, подлежащих приватизации согласно вышеуказанной программе, ОАО «Лифтэлектросервис» в текущем году уже обращалось в ДУМИ мэрии г. о. Тольятти с предложением по их готовности к освобождению. Однако по непонятным для нас причинам данный вопрос так и не был решен».

Форсирование процесса приватизации помещений, занимаемых диспетчерскими пунктами ЛЭС, со стороны мэрии выглядит не совсем понятным. Дело в том, что Лифтэлектросервис на 50% является муниципальной собственностью, поэтому логично предположить, что действия городских властей должны быть направлены на поддержку предприятия с городским участием. Однако план приватизации, дестабилизирующий работу крупнейшего в данном сегменте рынка предприятия, играет на руку небольшим частным компаниям.

Не секрет, что отмена лицензирования лифтовых работ и услуг спровоцировала появление на рынке ЖКХ множества непрофессиональных организаций. Механизм в виде саморегулирования и добровольной сертификации организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию лифтов в полной мере еще не запущен. Попытки сделать прозрачной схему прохождения финансовых потоков, сформированных из оплаты услуг ЖКХ, также пока не имеют особого успеха. В результате игроки, которые не прочь стать частью этой схемы, зачастую осуществляют свою деятельность на условиях недобросовестной конкуренции. В качестве основного инструмента они используют ценовой демпинг. Однако такая минимизация затрат не в состоянии обеспечить соблюдение норм промышленной безопасности.

Надо понимать, что ненадлежащее содержание и эксплуатация лифтового оборудования могут привести не только к бытовым неудобствам, но и к человеческим жертвам. Ростехнадзор проверяет каждое конкретное лифтовое хозяйство раз в три года, а все остальное время лифты, обслуживаемые некомпетентными фирмами, остаются бесконтрольными. Они не занимаются ни обслуживанием, ни профилактикой подъемников, а работают только по факту поломки, да и то с сомнительным качеством.

Комментарии

Александр ЗАЙЦЕВ, генеральный директор ОАО «Лифтэлектросервис»

- ЛЭС постоянно вкладывается в модернизацию. Но сегодня, когда нет гарантированного объема работ, это трудно и рискованно. Пока нам удается держать ситуацию под контролем. Ростехнадзор в этом году не остановил ни одного нашего лифта, тогда как в Самаре остановлено 30 лифтов. Поэтому региональная программа капремонта лифтов просто необходима. Причем в ней должны участвовать и областной, и городской бюджеты из расчета, чтобы платежи населения обеспечивали порядка 5% затрат. Замечу, что в других регионах жители должны вложить до 30%! Обеспечить бесперебойную эксплуатацию лифтов возможно только путем полной замены и модернизации устройств, отработавших нормативный срок службы. С этой задачей может справиться только та организация, которая имеет опыт, необходимую материально-техническую базу и квалифицированных специалистов.

В последнее время создается множество мелких якобы лифтовых организаций. Но эти фирмы приходят на рынок не для того, чтобы приводить старые лифты в работоспособное состояние, а чтобы зарабатывать деньги. Они снижают тарифы, зачастую используя демпинг. Делается это прежде всего за счет уменьшения затрат на запчасти. Это приводит к ухудшению технического состояния лифтов, т. е. наносит значительный ущерб общедомовому имуществу. Причем снижение тарифа действует только для УК, а для населения платеж не меняется.

Сегодня тариф на техническое обслуживание лифтов — это не столько экономический показатель, сколько показатель безопасности. В структуру тарифа заложены зарплата (примерно 16 тыс. р. в месяц на одного исполнителя) и порядка 270 р. в месяц на один лифт на материалы. Остальное — начисления и налоги, установленные государством. В итоге желание УК сэкономить на техобслуживании может привести к сокращению остаточного ресурса лифтов и, соответственно, снижению безопасности их эксплуатации. Будет нанесен непоправимый удар по изношенным лифтам, который приведет к их полной остановке.

Игорь ГУБАНОВ, главный инженер ОАО «Лифтэлектросервис»

- Работа по созданию единого центрального диспетчерского пульта, расположенного на территории ЛЭС, была начата в ноябре 2011 г. Но это дело не одного дня или даже месяца. На сегодняшний день на ЕЦДП заведено пока около 500 лифтов. В целом ЕЦДП даст возможность перейти на более современное диспетчерское программное обеспечение. В свою очередь это позволит оперативнее отслеживать возникающие неисправности на лифтовом оборудовании и устранять их. Кроме того, единый пульт даст значительную экономию по затратам на содержание помещений и по арендным платежам, а также позволит оптимизировать фонд оплаты труда. Так, в феврале 2011г. у нас было 388 сотрудников, а в феврале 2012 г. штатная численность составила уже 303 человека. Напомню, что когда не было диспетчеризации, количество работников достигало 1500 человек. В условиях старения кадров и дефицита молодых специалистов это хорошее решение. По завершении формирования единой диспетчерской ЛЭС сможет отказаться от тех помещений лифтерных, где сейчас расположены ремонтные бригады и квартальные диспетчерские пульты.