Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (417) | 21 мая 2012г.
 

Евгений Новиков:

Вторжение начинается со сбора информации о жертве

Павел Андреев

Интервью заместителя председателя коллегии адвокатов (КА) «Летал» Владимира КИЛЯКОВА, опубликованное в «Хронографе» №13 (412) от 9 апреля, вызвало отклики читателей. Таким образом, появилась возможность определить круг правовых вопросов, которые сегодня волнуют представителей бизнеса. В результате очередной темой для обсуждения редакция выбрала недружественные поглощения. Актуальность данного вопроса объясняется еще и тем, что западный мир прошел этот этап значительно раньше нас. В нынешнем постиндустриальном обществе основные дивиденды приносят не производственные активы, а спекулятивный капитал. В нашей же стране ключевым фактором по-прежнему остается имущественный комплекс. О проблематике защиты от недружественных поглощений в интервью «Хронографу» рассказал заместитель председателя КА «Легал» Евгений НОВИКОВ.

- Евгений Григорьевич, какова специфика сложившейся практики недружественных поглощений в РФ? На что сегодня направлены усилия рейдеров?

- Интерес к успешному бизнесу есть всегда, независимо от того, что это — крупный завод, банк или успешный торговый павильон на перекрестке улиц. Рейдерский захват, или незаконное вторжение, осуществляется на основании подробного и тщательного анализа ситуации вокруг и внутри выбранной жертвы. Способы вторжения выбираются в зависимости от организационно-правовой формы.

Усилия рейдеров, как правило, имеют ряд вполне определенных целей. Во-первых, это захват чужой собственности и (или) корпоративных прав контроля. Во-вторых, действия рейдера по сути своей являются незаконными, даже если используемые им инструменты формально имеют законную основу (обращения в суд, заявления в полицию и пр.). В-третьих, рейдерство — это бизнес. Захват осуществляется не ради захвата, а ради коммерческой прибыли. В среднем она составляет 300%.

Объектами для атак, как правило, становятся общества, которые имеют определенные недостатки в своей деятельности. Речь может идти о недостаточно тщательно контролируемой кредиторской задолженности, нарушениях действующего законодательства в текущей деятельности. Предприятие, имеющее значительно раздробленный (сконцентрировано не более 70% акций) пакет акций также может быть в зоне внимания рейдеров. Интерес рейдеров могут вызывать субъекты, руководство которых неэффективно управляет собственностью предприятия и не следит за правильностью и своевременностью оформления документов, связанных с деятельностью предприятия (прав собственности, договоров аренды, лицензий, разрешений и др.).

- Внешне наиболее уязвимой организационно- правовой формой общества для рейдеров является ОАО. Полномочия акционера зависят от размера пакета акций. Нередко рейдеры пытаются скупить акции у трудовых коллективов. Каковы наиболее распространенные методы рейдеров?

- Действительно, ОАО — наиболее открытая структура, а в открытой структуре рейдерам проще осуществлять и реализовывать свои планы.

Всякое вторжение начинается со сбора информации о потенциальной жертве. Информационный интерес проявляется к любой информации из любого источника, будь то официальная информация органов государственной власти и управления, решения судов или иная информация. Источниками могут быть СМИ, материалы переписки, раскрытие информации самой жертвой и т. д. Сформировавшийся информационный массив тщательно анализируется, в случае необходимости перепроверяется.

Следует помнить, что рейдерский захват представляет собой совокупность деяний (действий или бездействий). Можно выделить наиболее распространенные методы рейдеров. Например, «обработка» акционеров общества, причем как миноритариев, так и владельцев крупных пакетов. Основной задачей становится скупка акций мелких акционеров. Однако не всегда, нельзя исключать работу по получению доверенностей по представлению интересов миноритариев на собрании акционеров.

Получение доверенностей — это более дешевый способ для решения какого-либо вопроса.

При работе с владельцами крупных пакетов выявляются как возможные союзники, с которыми придется блокироваться или скупать у них акции, так и возможные противники рейдерских действий.

Помимо «работы» с акционерами производятся и другие действия. Инициаторы вторжения стремятся блокировать административный ресурс жертвы в органах государственной власти, в органах местного самоуправления. Особое внимание рейдерами уделяется правоохранительным органам.

Ведется работа с кредиторами-дебиторами потенциальной жертвы. В целом прорабатываются контрагенты, поставщики и партнеры жертвы.

Наконец, применяется возбуждение в судах гражданских и уголовных дел под любыми надуманными предлогами, а также организация налоговых и иных проверок. Цель — парализовать работу жертвы на всех направлениях.

- Что нужно предусматривать в уставных документах, чтобы обеспечить защиту от «традиционных» способов недружественного вторжения?

- Это зависит от организационно-правовой формы. Акционерное законодательство в данном случае недостаточно полно позволяет предусмотреть в учредительных документах, точнее в уставе общества, защитные положения.

ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» более диспозитивен, чем акционерный закон. В устав ООО можно включить защитные положения, такие как регулирование отношений по переходу долей как третьим лицам, так и между участниками общества. При составлении устава следует также урегулировать отношения по залогу долей в уставном капитале общества. Можно включить в устав положения, предусматривающие участие нотариуса в собраниях участников общества.

- ЗАО и ООО — формы, изначально гарантирующие приоритетные права акционеров и участников. ЗАО позволяет закрыть для внешних наблюдателей имена акционеров. Насколько она эффективна в плане защиты бизнеса?

- Главное — это наличие у акционеров ЗАО преимущественного права на приобретение пакета. Сегодня рассматриваются изменения в ГК РФ, которые, скорее всего, изменят правовое положение ЗАО. Из акционерных обществ может остаться только ОАО.

- Сегодня чаще используется ООО. Насколько эффективна эта организационно-правовая форма?

- Каждый случай индивидуален. Все зависит от взаимного желания участников общества по защите общества от возможного вторжения. Однако можно выделить несколько важных нюансов. Первый совет: знай, с кем делать бизнес. Кстати, в настоящее время в ООО начинают преобладать компании одного лица. Если у рейдера есть цель влезть в компанию, то попадание в число участников общества уже есть некая его победа.

Проблемы с недружественным вторжением зачастую являются результатом того, что уставные документы прорабатываются невнимательно. Самая «детская» ошибка — в уставе просто не написали, что нужно согласие акционеров или участников на сделки по продаже акций или долей третьим лицам. Или забыли, что у общества также есть преимущественное право на приобретение акций или долей.

С 2009 г. по ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» можно установить запрет на выход из общества. Раньше, когда этот запрета установить было нельзя, было много захватов, которые сопровождались подачей заявления о выходе.

В итоге общество вынуждено было распродавать свое имущество, чтобы расплатиться с вышедшими участниками.

Другой важной частью устава является определение процентного голосования по вопросам, критичным для деятельности общества. Например, избрание единоличного исполнительного органа, принятие решения об изменении размера уставного капитала и т. д. Желательно, чтобы это регулировалось максимально возможным квалифицированным числом голосов. Но опять же все зависит от конкретной ситуации.

Уставные документы должны сводить к минимуму влияние на работу общества конфликтов между акционерами или участниками. Поэтому в зависимости от структуры держателей пакетов акций единоличный исполнительный орган может назначаться как собранием акционеров, так и советом директоров. В то же время если, например, у акционера есть пакет — достаточный, чтобы сформировать совет директоров, — зачем ему распылять управление?

- Как защититься от установления внешнего контроля над исполнительным органом общества?

- Защита от внешнего контроля над исполнительным органом может выражаться в ослаблении всемогущества исполнительного органа. Этого можно достигнуть, изменяя схему управления обществом с двухзвенной на трехзвенную или даже на четырехзвенную схему.

При двухзвенной схеме управления имеются высший орган управления и единоличный исполнительный орган. Акционерный закон не позволяет расширять до бесконечности полномочия общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров -орган высший, но не всесильный. Если имеется необходимость, то формируются такие органы, как совет директоров, правление общества.

ФЗ «Об ООО», как уже упоминалось, более диспозитивен. Закон допускает усиление высшего органа управления обществом, при этом ослабевает исполнительная власть общества.

Нужно тщательно разрабатывать отдельный блок статей устава, регулирующий совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Ошибка может заключаться в том, что устав позволяет исполнительному органу совершать крупные сделки без согласия высших органов. Это может позволить рейдеру влиять на директора, а уж директор продаст, например, самые ценные активы общества третьим лицам. Ведь целью захвата могут быть именно активы субъекта, а не само общество.

- Насколько эффективны и законны схемы перекрестного акционирования?

- Следует признать, что, несмотря на законность перекрестного акционирования, его использование существенно усложняет нормальную хозяйственную деятельность всех участвующих в таком акционировании организаций. В первую очередь это касается проблем с налогообложением, т. к. такие организации всегда аффилированы друг с другом. С введением в действие федерального закона №227-ФЗ такие организации могут попасть под контроль над трансфертным ценообразованием.

Кроме того, у таких организаций возможны проблемы с антимонопольным регулированием. Т. е. любые сделки, которые будут направлены, например, на приобретение активов данным лицом, любые действия по реорганизации всех лиц, которые будут входить в эту группу, будут рассматриваться не как действия одного юрлица, а как действия всей группы. Вплоть до того, что ФАС может запретить группе производить какое-то действие.

Между тем само по себе перекрестное акционирование сильной защиты все-таки не дает. В любом случае есть компания, которая в этой группе лиц является главной, т. е. основной держатель активов, основной держатель финансовых потоков и т. д. Если рейдеры будут захватывать такую группу компаний, они будут иметь в виду главную цель. А если акции этой «цели» принадлежат какой-то дочке, т. е. имеется перекрестное акционирование, то определенно найдется какая-то дочка, у которой защита будет слабее. В определенных случаях это может даже облегчить захват.