Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (416) | 14 мая 2012г.
 

«Погорели» на Кострове

Роскомнадзор выявил очередные нарушения в деятельности Ростелекома

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе стали известны подробности новых претензий управления Роскомнадзора по Самарской обл. к ОАО «Ростелеком», вылившихся в ряд исков с требованием привлечь оператора к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. В частности, выяснилось, что Ростелеком задерживал выставление счетов на оплату услуг как минимум одному из своих абонентов — Сергею КОСТРОВУ. В итоге Костров временно остался без телефонной связи. Как правило, при повторном подключении в таких случаях насчитывают пени и штрафы. В этой связи можно предположить, что Ростелеком мог намеренно задерживать доставку счетов Кострову.

С начала года региональное управление Роскомнадзора активизировалось в плане привлечения Ростелекома к административной ответственности. В настоящее время в Арбитражном суде Самарской обл. рассматривается четыре заявления надзорного органа к оператору. Во всех случаях требования Роскомнадзора касаются привлечения Ростелекома к ответственности по ч. Зет. 14.1 КоАП РФ-за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Проверки, послужившие основанием для обращения в суд, проводились Роскомнадзором в период с 23 декабря 2011 г. по 27 января 2012 г. и с 14 февраля по 1 марта 2012 г. В ходе проверок был выявлен ряд нарушений. Так, по утверждению Роскомнадзора, были нарушены п. 5 условий лицензии №86475 и пп. «ж» и «з» п. 22 «Правил оказания телематических услуг», утвержденных постановлением правительства РФ № 575 от 10 сентября 2007 г.

В одном из договоров, заключенном в письменной форме, не были указаны технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи, и технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги.

Более существенные нарушения пришлись на отношения между Ростелекомом и абонентом Сергеем Костровым. Например, в нарушение п. 116 «Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (утверждены постановлением правительства РФ №310 от 18 мая 2005 г.) Ростелеком не обеспечил доставку счетов для оплаты оказанных услуг телефонной связи Ко-строву в течение десяти дней с даты выставления счета. Счет был выставлен 1 января2012 г., однако, согласно реестру доставки расчетных документов населению по договору между Ростелекомом и ООО «Бега», срок доставки колебался в интервале с 14 по 20 января.

Из-за поступления счета с задержкой Костров не смог оплатить предоставленные ему услуги вовремя. В ответ последовала еще одна ошибка со стороны оператора. В нарушение п. 118 тех же Правил Ростелеком без письменного уведомления и использования автоинформатора приостановил предоставление телефонной связи Кострову с 25 января.

Следующее нарушение касалось недоставки Кострову счетов для оплаты уже телематических услуг связи в течение десяти дней с даты выставления счета. В результате абонент также мог просрочить оплату указанных услуг.

На практике в случае неоплаты услуг связи операторы телефонных сетей предпочитают отключать линию. Чтобы возобновить пользование телефоном или Интернетом, абоненту помимо погашения задолженности, как правило, приходится вносить пени и штрафы за несвоевременный платеж либо повторное подключение. В этой связи представляются странными условия договора между Ростелекомом и ООО «Вега». Если задержка доставки счетов вносится в реестр доставки расчетных документов по инициативе оператора, то это наводит на подозрение, что Ростелеком мог пытаться применить к абонентам санкции для получения выгоды.

Примечательно, что Роскомнадзор уже имеет опыт привлечения Ростелекома к ответственности по вышеуказанной статье КоАП. Так, 3 августа 2011 г. Арбитражный суд Самарской обл. вынес оператору предупреждение за изменение абоненту предусмотренного договором тарифного плана по наработке IP-трафика на новый безлимитный тарифный план без дополнительного соглашения к договору. 29 августа тот же суд оштрафовал Ростелеком на 30 тыс. р. Выяснилось, что оператор оказывал телематические услуги связи абоненту с нарушением условий договора, взимая дополнительную плату за делегирование статического IP-адреса. Суд решил, что данное правонарушение представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным интересам, поскольку посягает на установленный законодательством порядок регулирования телематических услуг связи.

При этом было принято во внимание решение от 22 ноября 2010 г., когда суд наказал Ростелеком за отсутствие в счетах, выставленных нескольким юрлицам, обязательных сведений. В частности, в квитанциях не содержались суммы, предъявляемые к оплате по каждому абонентскому номеру, даты и объемы оказания услуг телефонной связи.

Комментарии

Светлана ЖДАНОВА, руководитель управления Роскомнадзора по Самарской обл.

- По результатам проверок выданы предписания от 27.01.2012 № П-86475-63-02/1179 со сроком исполнения до 27.03.2012 г., от 28.02.2012 №П-86464-63-02/1188, П-86475-63-02/1189 со сроком исполнения до 30.03.2012 г. Все вышеприведенные нарушения подпадают под ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Объяснений от ОАО «Ростелеком» о допущенных нарушениях в адрес управления Роскомнадзора по Самарской обл. не поступало.