Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (416) | 14 мая 2012г.
 

Опрометчивый кредитор

ВТБ 24 проигрывает «Жигулевскому щебню»

Екатерина Михасенок

На прошлой неделе стали известны подробности спора между ЗАО «Банк ВТБ 24» и ООО «Жигулевский щебень», директором которого является Олег ШАТРОВ (на фото). Очевидно, что принятие решения об открытии кредитной линии в свое время могло быть принято ВТБ 24 под впечатлением финансовой состоятельности «Жигулевского щебня». Сегодня ситуация складывается таким образом, что банк не только рискует вернуть выданные «Жигулевскому щебню» 20 млн р., но и лишиться возможности претендовать на залоговое имущество, принадлежащее Ольге ШАТРОВОЙ. Если это случится, то в этом банкиры могут винить только самих себя.

С 2005 г. Олег Шатров — директор и единственный учредитель ООО «Жигулевский щебень». В 2008 г. Банк ВТБ 24 предоставил кредитную линию в пользу ООО «Жигулевский щебень» в размере 20 млн р. под 17 % годовых сроком на 5 лет. В обеспечение кредитных обязательств был заключен договор о залоге движимого имущества, а именно грузовых автомобилей в количестве 19 единиц. Очевидно, что на момент получения кредита в ВТБ 24 «Жигулевский щебень» мог создать впечатление устойчивого в финансовом плане предприятия. Соответственно, в ВТБ 24 могли находиться под этим впечатлением. Тем более что у «Жигулевского щебня» был открыт расчетный счет в ВТБ 24.

Впоследствии дополнительным соглашением залогодатель был заменен на Ольгу Шатрову. Именно так объясняется ее участие в этом деле. Получается, что Ольга Шатрова стала владельцем грузовой техники, заложенной «Жигулевским щебнем» в ВТБ 24 для получения кредита. Подобного рода действия выглядят странно на фоне того, что банки, как правило, довольно неохотно идут как на замену залогового имущества, так и на смену его владельца.

Со временем «Жигулевский щебень» стал пропускать сроки платежей по кредиту. В этой связи Банк ВТБ 24 обратился в Жигулевский городской суд с иском о досрочном взыскании суммы долга с ООО «Жигулевский щебень», а также обращении взыскания на заложенный транспорт.

19 мая 2011 г. ООО «Жигулевский щебень» был признан банкротом. Причем процедура банкротства была инициирована самой компанией. Примечательно, что, когда банк заявил о своих финансовых претензиях, предприятие-заемщик вдруг стало неплатежеспособно. По причине недостаточности имущества в удовлетворении требований банка было отказано.

В рамках дела о самобанкротстве «Жигулевского щебня» была озвучена общая сумма кредиторской задолженности в размере более 31 млн р. Претензии ВТБ 24 в размере около 17 млн р. включены в реестр требований кредиторов ООО «Жигулевский щебень». Банк является кредитором третьей очереди. Очевидно, что «Жигулевский щебень» погасил только малую часть от основной части долга по кредиту, который получил в ВТБ 24. Напрашивается вывод, что шансы кредиторов по возврату каких-либо долгов с «Жигулевского щебня» близки к нулю. Из отчета конкурсного управляющего Натальи Мищенко следует, что никаких денежных средств либо имущества у банкрота нет.

Весьма примечательно, что несколько лет подряд, вплоть до 2008 г., предприятие Шатрова показывало существенную прибыль. Но за 2009 г. в «Жигулевском щебне» практически не осталось имущества, зато был наращен объем займов и кредитов (см. «Хронограф» №14 (367) от 18.04.11). Учитывая, что Олег Шатров являлся депутатом Думы г. о. Жигулевск, в то время когда ее председателем был Николай Радайкин, становится в какой-то степени понятно, откуда могли появиться подобные методы ведения бизнеса.

«27 декабря 2011 г. Ольга Шатрова и Олег Шатров письменно обратились в банк с требованием о выдаче ПТС на автотранспортные средства, находящиеся в залоге, — сообщает прокуратура Центрального р-на Тольятти. — Однако в удовлетворении требования о выдаче им ПТС на автотранспортные средства банком было необоснованно отказано».

Из сообщения прокуратуры Центрального р-на г. Тольятти стало известно, что проверка соблюдения законодательства в филиале №6318 ЗАО «Банк ВТБ 24» г. Самары была инициирована по обращению все тех же Олега и Ольги Шатровых.

Стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, арест на любые ценности, хранящиеся в кредитной организации, может быть наложен лишь судом либо по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения. В адрес управляющего филиалом №6318 ЗАО «Банк ВТБ 24» внесено представление, которое признано обоснованным. Банк обязали вернуть ПТС Шатровым. «При этом ВТБ 24 продолжит отстаивать свои законные интересы в суде и намерен подать жалобу в надзорную инстанцию с требованием отменить принятые по делу постановления», — сообщил начальник пресс-службы ЗАО «Банк ВТБ 24» Артем Бочкарев.

Желание ВТБ 24 понятно. Однако проблема могла быть решена, если бы банк и вовсе не выдавал кредит «Жигулевскому щебню». Кроме того, вряд ли была жесткая необходимость поменять залогодателя на Ольгу Шатрову. Теперь в ВТБ 24 могут винить лишь собственных сотрудников.

Комментарии

Артем БОЧКАРЕВ, начальник пресс-службы ЗАО «Банк ВТБ 24»

- В данном случае можно говорить о репутации компании — ООО «Жигулевский щебень», а также залогодателя и поручителя указанной компании, которые не стали возвращать заемные средства. Банк всегда идет навстречу своим клиентам, и даже в случае наступления у них непредвиденных финансовых трудностей предлагает различные варианты досудебного решения. Судебное разбирательство — это всегда крайняя мера, в которой не заинтересован ни банк, ни заемщик.