Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (416) | 14 мая 2012г.
 

Потеря качества

ЗАО «Кардан» поставляло сомнительные комплектующие

Вероника Синицына

23 апреля Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил иск ОАО «АВТОВАЗ» к сызранскому ЗАО «Кардан» о взыскании расходов, связанных с заменой товара ненадлежащего качества. Это не первый случай, когда претензии АВТОВАЗа к «Кардану» подтверждены в судебном порядке. Показательно, что они предъявлены после того, как из числа основных владельцев «Кардана» вышли АВТОВАЗ и сызранское ОАО «Тяжмаш» Андрея ТРИФОНОВА.

Основным видом деятельности ЗАО «Кардан» является производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей. «Кардан» возглавляет Александр Подолинский. Данные о нем как о генеральном директоре предприятия внесены в ЕГРЮЛ 27 марта 2008 г. (см. «Хронограф» №22 (375) от 14.06.11). Уставный капитал «Кардана» составляет 450 тыс. р. Основными держателями акций компании до недавнего времени являлись сызранское ОАО «Тяжмаш» (49,65% ) и ООО «Центральный московский депозитарий» (ЦМД) (34%). Причем ЦМД выполнял функции номинального держателя. До перехода этого пакета под управление ЦМД он официально принадлежал ОАО «АВТОВАЗ». Однако в сентябре 2011 г. «Кардан» был исключен из списка аффилированных лиц АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №1 (400) от 16.01.12). Это означает, что новый владелец, видимо, в целях сокрытия своих аффилированных связей перевел пакет акций в ЦМД.

10 января 2012 г. генеральным директором ОАО «Тяжмаш» Андреем Трифоновым была раскрыта информация об исключении «Кардана» из списка аффилированных лиц Тяжмаша.

«Кардан» известен как производитель карданных валов для классического и полноприводного ряда автомобилей АВТОВАЗа. Спрос на эту продукцию сейчас, вероятно, становится менее актуальным. Ряд экспертов, основываясь на этой версии, выход основных учредителей из «Кардана» рассматривал как желание избавиться от бесперспективного бизнеса.

В любом случае «Кардан» продолжал поставки на АВТОВАЗ. Однако к качеству продукции возникли вопросы. В начале февраля 2012 г. АВТОВАЗ обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с двумя идентичными исками к «Кардану». Оба заявления содержали требование о взыскании расходов, связанных с заменой товара ненадлежащего качества. В одном иске была заявлена к взысканию сумма в размере около 1,5 млн р., во втором — свыше 1 млн р. Иски касались одного и того же договора АВТОВАЗа с «Карданом».

Как следует из материалов дела, 7 декабря 2006 г. АВТОВАЗ и «Кардан» заключили договор поставки №8822. Этот договор был пролонгирован на 2009 г. В соответствии с его условиями «Кардан» поставил АВТОВАЗу комплектующие изделия для сборки и эксплуатации автомобилей.

Кроме того, предоставил гарантию соответствия качества изделий согласованным в технической документации требованиям.

Часть изделий не выдерживала гарантийных сроков эксплуатации, приводила к отказу в работе узлов, агрегатов и систем автомобиля. Изделия ненадлежащего качества с оригиналами рекламационных актов были возвращены АВТОВАЗом «Кардану». В адрес «Кардана» были направлены претензии. «Кардан» на них не ответил и не оплатил заявленные расходы по замене изделий.

АВТОВАЗ представил рекламационные акты, составленные станциями технического обслуживания совместно с владельцами автомобилей. Во всех актах отражено, что дефекты являются производственными. Оба иска АВТОВАЗа удовлетворены.

Показательно, что претензии были предъявлены после того, как из числа основных владельцев «Кардана» вышли и АВТОВАЗ, и Тяжмаш. Потери в качестве вряд ли могут способствовать успешной диверсификации производства на «Кардане». Сомнительно, что подобные истории могут дать положительный эффект при поиске новых генеральных партнеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.