Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (416) | 14 мая 2012г.
 

Слияние наполовину

Реорганизация МОУ Тольятти не сняла ажиотажа вокруг набора в первые классы

Олеся Лысякова

3 мая было заявлено, что численность работников в муниципальных образовательных учреждениях (МОУ) Тольятти в 2011 г. сократилась на 171 человек по сравнению с 2010 г. Об этом говорилось в докладе мэра Тольятти Сергея АНДРЕЕВА о достигнутых показателях за 2011 г. Сокращение преподавательского персонала на 2,5% объяснялось реорганизацией сети МОУ путем слияния. Эта процедура началась в Тольятти еще в 2006 г. С тех пор слияние пережили 16 школ. Однако реорганизация так и не сняла ажиотажа вокруг набора в первые классы некоторых школ.

Еще 9 апреля на аппаратном совещании мэрии Тольятти на тот момент и. о. руководителя департамента образования Елена Пинская (на фото) доложила, что в листе ожидания находилось 146 будущих первоклассников. Это те дети, которых не смогли принять в первые классы по причине отсутствия свободных мест в школе по месту жительства. И это при том, что официально набор детей в первые классы на следующий учебный год был начат всего семью днями ранее — 2 апреля. Для этих детей должна быть изыскана возможность открытия резервных классов. При этом, по данным официального интернет-сайта департамента образования мэрии Тольятти, по состоянию на 4 мая 2012 г. из 83 действующих в городе школ свободные места в первых классах оставались в 54 школах, т. е. почти в 65% от общего числа.

Между тем школы, в которых свободных мест нет, закончили набор в первые классы практически в день начала регистрации, т. е. 2 апреля. Речь идет о т. н. статусных школах. Правда, оценки профильных чиновников мэрии Тольятти того, что получило название «статусные школы», разнятся.

Так, из ответа Елены Пинской на запрос «Хронографа» следовало, что статусных школ в Тольятти 14. «К статусным муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям относятся 6 гимназий (№ 9, 35, 38, 39, 48, 77) и 8 лицеев (№ 6, 19, 37, 51, 57, 60, 67, 76)», — пояснила Пинская. Исходя из ответа мэра Андреева, количество статусных школ вдвое больше. «В настоящее время в Тольятти осуществляют свою деятельность 32 статусных учреждения, в т. ч. 8 лицеев, 6 гимназий, 17 школ с углубленным изучением отдельных предметов», — пояснил Андреев в ответе на запрос «Хронографа». В этом же ответе он указал: «За период с 2006 г. по 2012 г. была проведена реорганизация 6 статусных общеобразовательных учреждений (№ 41, 19, 16,75,91,39)».

При этом принцип, по которому была проведена реорганизация, также вызывает вопросы. Исходя из ответа мэра из 16 реорганизованных школ следует, что только 6 были присоединены по принципу «слабой» к «сильной». В остальных десяти случаях, по всей видимости, была попытка использовать принцип территориальной близости. Это примерно 62,5% от общего количества подвергшихся реорганизации МОУ.

Однако на практике эта близость оказалась весьма условной. В лучшем случае объединенные школы находились как минимум через одну-две проезжие части, что уже может являться предметом угрозы для здоровья и жизни ребенка и беспокойства за них для родителей. Но есть случаи, кода объединялись школы, расположенные и вовсе в разных частях города, как, например, присоединение школы №22 (Портпоселок) к школе №26 (Центральный р-н, ул. Баныкина). Между ними расстояние почти 5 км.

Возвращаясь к набору в первые классы, вызвавшему ажиотаж в престижных школах, следует отметить, что его можно было избежать хотя бы частично. Для этого можно было бы в рамках прошедшей ранее реорганизации к статусным школам присоединить МОУ, где традиционно наблюдается недобор учащихся.

В пользу этой версии работает то, что в статусных школах, где была проведена реорганизация, ажиотаж частично удалось снять. Так, в четырех из шести реорганизованных статусных школ, по состоянию на 4 мая, были свободные места в первые классы. Это МОУ № 41, 16, 75 и 91. В гимназии №39 также свободные места закончились далеко не в первый день приема заявлений.

На этом фоне нет ничего удивительного в том, что у некоторых родителей может возникнуть впечатление, что кому-то в департаменте образования выгоден ажиотаж вокруг набора в первые классы.