Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (411) | 2 апреля 2012г.
 

Первым делом — деньги

Московская авиакомпания отсуживает у «Авиакора» средства за «пропавшие» самолеты

Андрей Неретин

10 апреля Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрит иск ООО «Авиакомпания Авиаль» к ОАО «Авиакор — авиационный завод». Московская авиакомпания намерена взыскать с самарского авиазавода 2,1 млн р. Данную сумму «Авиакор», по мнению представителей «Авиаль», получил в результате якобы незаконной реализации принадлежащего авиакомпании компании самолета. Изменение формулировки исковых требований в этот раз может завершить многолетний спор в пользу авиакомпании.

Московская авиакомпания «Авиаль» обратилась в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением еще 21 октября 2011 г. Компания требует взыскать с ОАО «Авиакор — авиационный завод» 2,1 млн р., полученных, по версии истца, от якобы незаконной продажи воздушного судна ТУ 154 Б-2 (заводской №79А326). Очередное судебное заседание по иску ООО «Авиакомпания Авиаль» назначено на 10 апреля.

Судебные процессы по факту продажи указанного ТУ 154 Б-2 самарским авиационным заводом длятся уже не первый год. Как следует из материалов предыдущих разбирательств, воздушное судно №79А326 и четыре других машины аналогичной модели по договору подряда от 15 мая 2001 г. авиакомпанией «Авиаль» были переданы «Авиакору» для их русификации.

В последующем был заключен новый договор подряда от 18 октября 2001 г. По условиям этого договора завод обязался отремонтировать воздушное судно с упомянутым номером и выполнить работы для подготовки его к эксплуатации в условиях России и СНГ.

Однако, как установил Арбитражный суд г. Москвы, заказчик не заплатил установленный договором аванс и не предоставил давальческий материал. Письмом от 3 апреля 2008 г. «Авиакор» отказался от исполнения договора подряда.

В мае 2008 г. авиакомпания обратилась с иском в Арбитражный суд Самарской обл. о расторжении договора подряда и взыскании убытков на сумму $10 млн. По мнению истца, убытки были причинены неисполнением договора подряда от 18 октября 2001 г. Однако суд требования авиакомпании счел необоснованными ввиду того, что на момент подачи заявления договор уже был расторгнут.

17 июня 2008 г. состоялись торги, по результатам которых «Авиакор» реализовал самолет ТУ 154 Б-2 в пользу компании ЗАО «Авиакор-Сервис». В последующем ООО «Авиакомпания Авиаль» попыталось в судебном порядке признать недействительными состоявшиеся торги и сделку по продаже воздушного судна. Однако разбирательство завершилось не в пользу московской авиакомпании.

Необходимо отметить, что ООО «Авиакомпания Авиаль» все же удалось выиграть судебный процесс, инициированный по факту реализации «Авиакором» другого воздушного судна — ТУ 154 Б-2 №82А544. Стоит напомнить, что судно за этим номером, так же как и самолет под №79А326, было передано по договору от 15 мая 2001 г. для переоборудования в российский вариант.

На том же аукционе (17 июня 2008 г.) воздушное судно №82А544 было продано ЗАО «Авиакор-Сервис» по итоговой цене 2,1 млн р.

В заявлении, поданном авиакомпанией «Авиаль» 19 июня 2009 г. в Арбитражный суд Самарской обл. по факту продажи судна №82А544, изначально исковые требования к «Авиакору» составили $10 млн. В такую сумму авиакомпания оценила стоимость утраченного самолета и, соответственно, причиненные убытки. Однако решением суда от 27 июля 2009 г. исковые требования авиакомпании были удовлетворены частично. Арбитраж обязал «Авиакор» уплатить 2,1 млн р. Таким образом, убытки истца были оценены по той стоимости, по которой авиазавод реализовал воздушное судно подконтрольной себе компании. Последующие попытки самарского авиазавода опротестовать решения суда успехом не увенчались.

Очевидно, что руководство авиакомпании «Авиаль» рассчитывает сегодня возместить понесенные потери, изменив содержание исковых претензий. Убедившись, что требования признать незаконным расторжение договора и состоявшийся после этого аукцион по продаже ТУ 154 Б-2 №79А326 не принесли результата в предыдущих разбирательствах, авиакомпания озвучила их по-новому. Теперь по факту продажи данного воздушного судна «Авиаль» в требованиях заявляет о взыскании денежных средств. Тем не менее, как показало аналогичное разбирательство, максимум, на что следует рассчитывать истцу, — это на сумму, по которой был реализован самолет в результате торгов.