Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

АВТОВАЗ сосредотачивается

Тольяттинский автопроизводитель заложил основу будущего

Борис Кротов

В начале февраля ОАО «АВТОВАЗ» отчиталось о продажах производителя в январе 2012 г. За этот период в России было продано 29034 автомобиля LADA, что полностью соответствует прогнозу АВТОВАЗа. В соответствии со стратегическим планом развития предприятия до 2020 г. в 2013 г. должна завершиться первая фаза модернизации продуктового портфеля АВТОВАЗа, образно поименованной в стратегии как «Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций». Задачи, поставленные в первой фазе, либо уже реализованы, либо их реализация начнется в 2012 г. В 2014 г. АВТОВАЗ перейдет во вторую фазу стратегии развития, задачи которой сформулированы как «Экспансия в новые сегменты». Краткий анализ последних событий на ОАО «АВТОВАЗ» свидетельствует о том, что основа будущего развития уже заложена.

Хронология успеха

На первой фазе — «Выживание» -приоритетными для АВТОВАЗа являются два проекта. Первый из них — создание бюджетного автомобиля (LADA 2190, или LADA Granta). Это проект в сегменте В, приходящий на смену моделям «Классика», Samara и Kalina. Вторым приоритетным проектом является запуск в производство RF90 — первого автомобиля на платформе ВО в сегментах MPV-B и CDV, производимого на АВТОВАЗе.

ОАО «АВТОВАЗ» совместно с альянсом Renault-Nissan приступит к производству автомобилей на платформе ВО с марта 2012 г. По крайней мере, такие заявления от старшего вице-президента Renault Кристиана Эстева новостные ленты процитировали еще в июне 2010 г.

«В планах АВТОВАЗа стоит производство пяти автомобилей, которые все будут базироваться на одной платформе. Это платформа Logan, техническое название платформы — ВО. Внедрение этих пяти автомобилей начнется с марта 2012 г. Первая версия — автомобиль LADA, в сентябре 2012 г. это будет версия Nissan, а в январе-феврале 2013 г. это будут два автомобиля марки Renault», — сказал Эстева. В конце февраля — начале марта 2012 г. на первой линии главного конвейера АВТОВАЗа начнется производство нового минивена LADA Largus. Автомобиль появится в продаже в июне 2012 г.

Об этом на заседании совета директоров промышленных предприятий Тольятти заявил президент АВТОВАЗа Игорь Комаров. «В конце февраля — начале марта начнется производство еще одной перспективной модели — семиместного универсала Largus. Начало продаж ожидается в июне, отзывы по этому автомобилю положительные», — сказал Комаров. По неофициальной информации, принять участие в запуске новой модели завода — Largus — может премьер-министр России Владимир Путин, который приедет в Самарскую обл. как раз в конце февраля.

30 января 2012 г. АВТОВАЗ запустил сборку предсерийной партии универсалов LADA Largus. Она будет состоять из 90 автомобилей. Эти автомобили будут переданы дилерам для демонстрации потребителям и отработки процессов технического обслуживания. Ранее представители АВТОВАЗа заявляли о том, что базовая комплектация LADA Largus будет стоить 340 тыс. р. В 2012 г. завод планирует выпустить около 30 тыс. универсалов.

О том, что новинки модельного ряда ОАО «АВТОВАЗ» находят своего нишевого потребителя, свидетельствуют данные продаж в январе 2012 г. Автомобилей LADA Granta за отчетный период было продано 1967 шт. При этом автомобилей семейства LADA Kalina было продано 8532 шт. Сравнивая эти цифры, не следует забывать, что продажи LADA Granta стартовали только в декабре 2011 г.

Запуск серийного производства LADA Granta стал важным событием в истории АВТОВАЗа
Запуск серийного производства LADA Granta стал важным событием в истории АВТОВАЗа

Новый подход

Запуск сразу двух новых моделей в течение короткого промежутка времени — показатель весьма динамичного и поступательного развития предприятия и в определенной степени результат управленческих решений, принятых и реализуемых на ОАО «АВТОВАЗ». Напомним, что в 2005 г. АВТОВАЗ вновь перешел под контроль государства, а именно ФГУП «Рособоронэкспорт». Наблюдатели восприняли событие неоднозначно и даже с большой долей критики. Однако события показали, что «подушка безопасности», которую российскому автопрому могло обеспечить только государство, оказалась очень кстати. Как в плане государственной поддержки, оказанной ведущему российскому автопроизводителю в момент экономического кризиса 2008-2010 гг., так и в поиске инвесторов. Прямое участие государства в капитале ОАО «АВТОВАЗ» сделало предприятие привлекательным для зарубежных инвесторов, в т. ч. для General Motors (проект Chevrolet Niva, пользующийся большим спросом у российских поклонников вазовской модели Niva) и для альянса Renault-Nissan. После прихода государственного контроля на ОАО «АВТОВАЗ» практически полностью сменилась команда управленцев. Новые методы управления, в т. ч. связанные с большим количеством командировок топ-менеджмента АВТОВАЗа в Москву, первоначально удивляли и в какой-то степени раздражали ИТР и рабочих. Очевидно, старым вазовцам казалось, что предприятие не делает поступательных шагов вперед. По факту же оказалось, что предприятие, образно говоря, сосредотачивалось.

Была разработана стратегия развития завода до 2020 г. Одновременно закладывалась основа будущего развития, активизировался поиск иностранного стратегического партнера, начала выстраиваться четкая структура управления, которая, кстати, сегодня показывает неплохую работоспособность. К примеру, окончательно введен проектный принцип создания автомобиля и сопровождения конструкции в производстве. Это позволило, образно говоря, собрать руку в кулак и действовать с гораздо большей эффективностью. Пример — проект LADA Granta, когда от каждого заводского подразделения в проекте работали специально назначенные инженеры — они подчинялись прежде всего директору проекта, а не своему начальнику. В итоге «Granta» спроектировали и запустили в серийное производство за 2,5 года. Это настолько быстро для АВТОВАЗа, что за ним едва угнались поставщики и дилеры.

Была разработана и внедрена новая система менеджмента качества. Ее внедрение было постепенным, но неукоснительным. «На основе анализа информации о качестве гарантийных автомобилей семейств LADA Kalina и LADA Priora регулярно актуализируется ранжированный перечень актуализированных проблем (ТОР-дефектов). Из специалистов служб инжиниринга, закупок, производства, качества и сервисного обслуживания формируются межфункциональные группы, задачей которых является анализ, определение корневых причин, разработка мероприятий по их устранению или существенному снижению значимости проблемы и внедрение мероприятий», — говорится в годовом отчете АВТОВАЗа за 2010 г.

Существенную роль в формировании европейского подхода к потребителю сыграло присутствие на предприятии зарубежных инвесторов в лице альянса Renault-Nissan. И на государственном уровне, и на неофициальном уровне руководства предприятия отмечалось, что у АВТОВАЗа есть хороший потенциал, но не хватает решимости этот потенциал реализовать. Один из примеров, которые отмечал средний персонал АВТОВАЗа, иллюстрирует смену подхода к качеству произведенных авто. Якобы на автомобилях LADA Priora 2,5 года был плавающий дефект, неприятный шум в салоне. Шум был обусловлен одной из не самых дорогих, но некачественных деталей. Но аналогичная деталь другого производителя была чуть дороже серийной, и ее, грубо говоря, никак не могли согласовать, несмотря на массовое недовольство потребителей. После вмешательства в этот процесс французской стороны деталь согласовали и шум в салонах новых авто снизился. По принципу удовлетворенности потребителей автомобилями ОАО «АВТОВАЗ» и формируется существующий и будущий модельный ряд. Потребителю нужен большой и современный универсал — АВТОВАЗ вместе с альянсом уже начал запускать проект LADA Largus. Интерес к подобной модели, согласно исследованиям маркетологов, колоссальный. В сегменте бюджетных иномарок в основном присутствуют модели в кузове «седан» или «хэтчбэк». Универсалов практически нет, несмотря на спрос и ожидание рынка. LADA Largus войдет в эту пустующую нишу с «иномарочной» родословной. С точки зрения бизнеса этот шаг практически беспроигрышный. Да, производство будет довольно простым, но, как показывает практика, автоматизация для качества — не главное. Главное — качественные комплектующие. А для LADA Largus поставщики выбирались по стандартам альянса. По словам непосредственных участников процесса, эта система отстроена очень четко. Как минимум, система контроля качества комплектующих уже стала гораздо эффективней.

Экспансия в будущее

На фазе «Экспансия» АВТОВАЗ, согласно стратегии развития до 2020 г., запускает шесть моделей. Среди планов — запуск BM-Hatch и его внедорожной версии B-Cross, выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента С, замена модели Priora, усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV В/С) с запуском производства моделей 4x4 и кроссовера класса С. АВТОВАЗ и Renault-Nissan будут применять ряд мер для дифференциации брендов, например, дифференциация по цене, дизайну, позиционированию бренда.

«Партнерство с Renault-Nissan не накладывает ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей», — говорится в официальной стратегии развития предприятия до 2020 г.

«Сосредоточение АВТОВАЗа, свидетелем которого была Россия с 2005 г., позволяет сделать предположение, что стратегия будет успешно реализована. Помешать ее реализации может лишь радикальная смена политического курса, которая, несомненно, ударит и по потребителям, и по инвесторам, готовым сейчас работать с ОАО «АВТОВАЗ». Впрочем, пока существует достаточно оснований предполагать, что разумный выбор и продолжение развития возьмут верх над вседозволенностью и хаосом.