Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

Запутались в столбах

ТТУ и «Электросеть» спорят за опоры троллейбусной контактной сети

Илья Ширтанов

6 февраля продолжился судебный спор между МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) и ОАО «Электросеть». ТТУ намерено взыскать с «Электросети» более 14,6 млн р. неосновательного обогащения. Причиной возникновения иска ТТУ, судя по всему, стали опоры троллейбусной контактной сети.

Кто платить будет?

Речь идет о правомерности безвозмездного использования «Электросетью» опор контактных троллейбусных сетей в качестве объектов размещения уличных фонарей. Поэтому именно вопрос, кто является владельцем этих опор и, соответственно, вправе использовать их по своему усмотрению, возник в ходе судебного разбирательства.

По мнению ТТУ, ОАО «Электросеть» использует имущество, находящееся в хозведении троллейбусного управления. Представители ТТУ считают, что ОАО «Электросеть» должно оплачивать размещение наружных светильников на опорах контактной сети.

Действительно, ОАО «Электросеть» осуществляло деятельность по ремонтно- эксплуатационному обслуживанию уличного освещения на территории Автозаводского р-на г. Тольятти. В 2009 г. данная организация выиграла аукцион на проведение указанных работ в 2010 г. на сумму более 16,6 млн р. В начале 2011 г. в состав совета директоров ОАО «Электросеть» вошел Владимир Аветисян, бенефициар ГК «Волгопромгаз» (ВПГ), а также лица, аффилированные данной группе. При этом в реестре заключенных муниципальных контрактов на 2011 г. указывается, что ОАО «Электросеть» выполняло работы уже за 3,5 млн р. В 2012 г. «Электросеть» предпочла больше не участвовать в аукционах, где ранее выигрывала, хотя общая стоимость контрактов по освещению была оценена в 135 млн р. Обслуживать уличное освещение по максимально возможной цене будут компании, близкие к депутату Самарской губернской думы (СГД) от ЛДПР Виктору Попову (ЗАО «Полад» и ООО «НПО Руспром»).

Единственным акционером «Электросети» является ООО «РТ-Энерго», которое, в свою очередь, принадлежит государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии». ОАО «Электросеть» в отзыве на иск указывает на свою принадлежность к госструктурам. В объяснениях «Электросети» говорится: «В случае удовлетворения настоящего иска будет причинен ущерб государству в лице ГК «Ростехнологии» (будет уменьшен размер дивидендов...)». На этом фоне довольно странным выглядит обстоятельство устранения «Электросети» от участия в аукционе на право подписания крупных контрактов.

На момент подготовки данной статьи комментарии со стороны представителей «Электросети» получить не удалось, ответ на запрос «Хронографа» представлен не был.

Опора в хозяйстве

Согласно доводам представителей «Электросети», имущество, которым ранее владело ОАО «АВТОВАЗ», было передано ОАО «Электросеть» в качестве оплаты размещаемых акций при учреждении последнего.

Контактные сети являются неотъемлемой частью производственной деятельности ТТУ
Контактные сети являются неотъемлемой частью производственной деятельности ТТУ

При этом «Электросетью» был предоставлен суду соответствующий акт приема-передачи имущества.

Согласно данному акту в уставный капитал ОАО «Электросеть» вошел ряд объектов имущественного комплекса АВТОВАЗа, в т. ч. и объекты уличного освещения. Однако упоминания об опорах либо контактной сети в акте отсутствуют.

Со стороны мэрии г. о. Тольятти, являющейся учредителем ТТУ, были представлены доводы в пользу муниципального предприятия. Представители мэрии сослались на договор между комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) и ТТУ от 1 октября 1996 г. и приложения к нему от 16 ноября 2009 г. В приложении есть четкое указание на то, что контактные сети переданы в хозведение ТТУ.

Вопрос о том, каким образом опоры контактных сетей оказались в собственности муниципалитета, разъясняется в судебном деле. «По утверждению мэрии г. о. Тольятти данные опоры в составе контактной сети являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, а именно положений постановления Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно которым объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности», — указывается в судебных документах.

Вполне логично выглядит то обстоятельство, что ТТУ должно владеть имуществом, которое используется им при осуществлении основной деятельности. Т. е. троллейбусные линии должны находиться в ведении троллейбусного перевозчика.

Владение подразумевает содержание

Вместе с тем следует отметить, что «Правила технической эксплуатации троллейбуса», утвержденные распоряжением Министерства транспорта РФ 26 марта 2001 г. №АН-20-Р, дают представление о понятии контактной сети. В п. 7.1.1. говорится, что «основными элементами контактной сети являются: опоры и опорные конструкции; контактные подвески; арматура и спецчасти; контактные, питающие и усиливающие провода».

По смыслу приведенного пункта правил следует, что контактная сеть является неделимым объектом. Световые приборы в качестве основных элементов в данном документе не указываются, но размещение их на опорах сети также логично.

В этих же правилах в п. 7.1.10. уточняется: «При совместной эксплуатации опор ответственным за состояние контактной сети является персонал, обслуживающий контактную сеть, за состояние устройств сторонних организаций — персонал этих организаций».

Естественно, что в технической документации не прописан порядок размещения устройств, в данном случае фонарей уличного освещения, на контактной троллейбусной сети и взаимоотношения владельца со сторонней организацией.

Представители ТТУ ссылаются на то, что ОАО «Электросеть» не принимает участия в работах, связанных с ремонтом и модернизацией опор, входящих в состав контактной сети, на которых размещены фонари уличного освещения. Т. е. расходы по содержанию указанных сетей полностью ложатся на плечи ТТУ, что очевидным образом может влиять на расходную часть бюджета предприятия. Если бы, действительно, имущество принадлежало АВТОВАЗу или «Электросети», то тогда они и должны были бы нести бремя содержания. Если бы это было не муниципальное имущество, то тогда вряд ли бы муниципалитет закладывал средства на содержание и обслуживание, в частности, наружного освещения.

ТТУ является муниципальным предприятием и выполняет функции, предусмотренные нормами законодательства, в отношении деятельности муниципальных перевозчиков. Использование контактной сети ТТУ сопряжено с естественной амортизацией оборудования, а также устранением возникающих аварийных ситуаций.

Деятельность ТТУ напрямую связана с городским бюджетом. В частности, единственный учредитель ТТУ — мэрия Тольятти — компенсирует понесенные предприятием убытки, связанные с выполнением организацией обязанностей муниципального перевозчика.

Однако ответственность за финансовое состояние предприятия лежит на самом предприятии. Очевидно, что ухудшение показателей ТТУ может сказаться на качестве предоставляемых услуг.

Комментарии

Алексей БОБРОВ, директор МП «ТТУ»

- Доводы ОАО «Электросеть», представленные в судебном заседании, считаю необоснованными. Позиция ОАО «Электросеть» не подтверждается какими-либо доказательствами и расходится с нормами законодательства РФ. Контактная сеть входит в состав основных средств, переданных МП «ТТУ» в хозяйственное ведение. Есть документальное подтверждение данного факта — договор №114 ХА от 1 октября 1996 г.