Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

Дело Соколова живет

Вкладчики «Онеги» не теряют активности

Екатерина Михасенок

В феврале Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрит несколько исков о признании незаконными действий сотрудников Министерства внутренних дел (МВД) РФ и УВД Автозаводского р-на г. Тольятти. Истцами выступают бывшие вкладчики ООО «Онега», которые надеются вернуть свои деньги за счет арестованного имущества. После исчезновения генерального директора и учредителя ООО «Онега» Михаила СОКОЛОВА их шансы стремятся к нулю. Об этом свидетельствует и сложившаяся в арбитраже практика.

В производстве суда находилось как минимум 10 дел по искам физических лиц к МВД РФ и УВД Автозаводского р-на г. Тольятти. Истцами выступают Игорь Шокин, Зайнулла Гизздулин, Геннадий Шокин, Валентина Шокина, Раиса Кабанова, Наталья Филатьева, Нина Филатьева, Зоя Зайцева, Андрей Карпец, Юрий Бармин. Все они озвучивают идентичные требования — признать незаконными действия должностных лиц, принесшие материальный вред. Примечательно, что производство дел по искам, поданным в октябре 2011 г., уже завершено. Их пять. В декабре 2011 г. еще 5 физлиц обратились в суд.

Из материалов более ранних дел становится ясна природа требований. История возникновения финансовых претензий связана с уголовным делом в отношении Михаила Соколова по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Уголовное дело было возбуждено после того, как Михаил Соколов пропал без вести. Оно было возбуждено УВД по Автозаводскому р-ну г. Тольятти, которое на тот момент возглавлял Вадим Асплунд, Сегодня, в результате реформирования системы МВД, он стал начальником Отдела полиции №21 УМВД России по г. Тольятти.

Михаил Соколов был генеральным директором и учредителем ООО «Онега». На имущество «Онеги», других компаний Михаила Соколова (например, ООО «Онега-Инструмент», ООО «Онега-плюс» и ООО «Константа») также на его личное имущество был наложен арест. Стоит напомнить, что «Онега» занималась приемом вкладов от населения под высокий процент, размер которого мог достигать 60%. В 2008 г. в отношении ООО «Онега» было начато производство по делу о признании несостоятельным. Буквально сразу посыпались заявления о внесении требований кредиторов от бывших вкладчиков. Материалы банкротного дела дают возможность составить картину о масштабах деятельности «Онеги». Размеры вкладов отдельных лиц варьировались от десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. Общий объем долга «Онеги» может достигать 1 млрд р.

Однако вкладчики «Онеги», судя по всему, не разделяли мнений сотрудников УВД.

«Следственными органами при расследовании уголовного дела №08030471 (дело о мошенничестве. – Прим. авт.) были допущены нарушения законодательства РФ, которые повлияли на возможность удовлетворения его требований к ООО «Онега» в рамках дела о банкротстве», — такое основание своих требований озвучили вкладчики в рамках арбитражных дел к МВД и УВД.

Но на сегодняшний день в арбитраже сложилась практика отказа в таких исках. Дело в том, что все истцы являются потерпевшими по уголовному делу о мошенничестве, их требования внесены в реестр кредиторов в деле о банкротстве ООО «Онега». В августе 2011 г. производство по делу о признании «Онега» несостоятельной прекращено. Если учесть, что местонахождение Михаила Соколова до сих пор остается неизвестным, несмотря на то что он объявлен в международный розыск, перспектива получения каких-либо средств вкладчиками выглядит крайне нереалистичной.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.