Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

Время работает

На кандидатов и против них

Егор Кошеров

За прошлую неделю агитационная кампания по выборам мэра Тольятти явно перешла в фазу плато. Кандидаты фактически определились с приоритетами и креативом. Тем не менее прогнозировать результат выборов по-прежнему сложно, хотя один из претендентов на пост главы города начал приобретать признаки консолидированной фигуры.

Очередная предвыборная неделя была отмечена двумя событиями. Первое — в кампании начали применяться технологии черного пиара. Второе — в распоряжении редакции появились результаты социологического исследования, опубликованные в одной из местных газет.

Аналитическая группа ООО «Фаворит» опубликовала результаты социологического опроса. Опрос проводился со 2 по 4 февраля. Целью ставилось выявить отношение жителей г. Тольятти к предстоящим выборам мэра города, а также степень известности кандидатов. Исследование проводилось количественным методом. Были опрошены 727 жителей города в возрасте 18-79 лет по формализованной анкете. 92,6% респондентов являются коренными жителями Тольятти. Распределение респондентов по полу, возрасту, уровню образования пропорционально распределению генеральной совокупности, согласно данным переписи населения 2011 г. Как утверждают авторы, доверительная вероятность такого исследования 95%.

Результаты явно представляют определенный интерес. Сергей Андреев вызывает доверие у 20% опрошенных, его известность составляет 92%. Александр Шахов: доверие — 14%, известность — 41%. Борислав Гринблат: доверие — 8%, известность — 90%. Евгений Юрьев: доверие — 6%, известность — 45%. Андрей Серафимов: доверие — 5%, известность — 16%. Михаил Маряхин: доверие — 4%, известность — 50%. Виктор Гарин: доверие — 3%, известность — 8%.

Высокая узнаваемость Андреева вполне объясняет, почему именно против него были произведены вбросы негативной информации.

Примечательно, что близкий уровень известности демонстрирует бывший соратник экс-министра по ОД «Декабрь» Борислав Гринблат. В то же время Гринблат остается единственным самовыдвиженцем, пренебрегающим наружной рекламой. В такой ситуации бывшему «декабристу» может быть уготована функция «спойлера» для Андреева, т.к. обоим придется делить одну и ту же электоральную группу. Впрочем, еще один самовыдвиженец — Евгений Юрьев -также снизил до минимума свою активность.

Представитель КПРФ Андрей Серафимов наконец-то начал активно появляться на билбордах. Однако по узнаваемости ему далеко до справедливоросса Михаила Маряхина, хотя Маряхина сложно назвать крупной политической фигурой. Креатуру еще одной парламентской партии — ЛДПР – Евгения Недошивина вообще в городе незаметно. Это партийный кандидат, не занимающийся наружной рекламой. Следует заметить, что президентский пиар ЛДПР строит непосредственно на фамилии Владимира Жириновского. Таким образом, в борьбе за третье место на выборах мэра (см. «Хронограф» №1 (400) от 16.01.12) партийный бренд либерал-демократов может и не принести Недошивину существенного продвижения.

Кардинальные перемены произошли в предвыборной кампании Александра Шахова. Затянувшееся утверждение концепции кампании поставило его штаб в жесткие временные рамки. Бесспорная выгода от этого — более низкий бюджет, позволяющий сохранить возможность маневра на финальную часть кампании. Другие кандидаты, чьи лица появились на рекламных установках еще в прошлом году, скорее всего, будут вынуждены искать дополнительные средства для решения экстренных задач, следовательно, набирать на себя дополнительные обязательства. Сокращение кампании Шахова до четырех недель привело к необходимости совмещать работу на узнаваемость с предъявлением горожанам предвыборной программы. Отсюда неординарный дизайн билбордов и стремление изложить программу в виде кратких тезисов.

В нынешней кампании именно программа кандидатов, более месяца работавших на узнаваемость, может снизить их рейтинг доверия и повлиять на результат голосования. Как правило, избиратель не склонен разбираться в сложных и запутанных выкладках. Это значит, рано или поздно тольяттинцы от «голосования сердцем» перейдут к требованиям решить свои насущные проблемы. В этом отношении «кумулятивная» кампания Шахова представляется наиболее оптимальной.

Следует понимать, что уровень узнаваемости не является конечным результатом голосования. Предпочтения избирателей будут формироваться по целому ряду составляющих. Видимо, поэтому рейтинг «Фаворита» выстроен по уровню доверия. Лидирует Андреев, тем не менее с учетом затяжной кампании он может оказаться в уязвимой позиции. Плохую услугу может оказать элементарная усталость избирателей. Шахов же, судя по всему, имеет потенциал роста. Тем более что ему нужно не заявить о себе, а напомнить. Вряд ли эта работа вызовет серьезные сложности, т. к. Шахов успешно разрабатывает имидж честного, принципиального человека. И здесь у выдвиженца от Народного фронта на прошлой неделе появились признаки консолидированной фигуры.

Шахова поддержали промышленные предприятия — ОАО «ТоАЗ», ОАО «КуАЗ». Прошла встреча кандидата с архиепископом Самарским и Сызранским Владыкой Сергием. Шахов получил поддержку малого и среднего бизнеса. Косвенно в его поддержку в интервью «Хронографу» высказался депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн (см. «Хронограф» №4 (403) от 6.02.12).

Остальные кандидаты показали уровень доверия ниже 10. Здесь сжатые сроки могут сработать против них. Для завоевания доверия электората большинству участников гонки придется предложить своим потенциальным избирателям адекватную ожиданиям общества идею. Партийные бренды в муниципальных выборах могут и не сыграть решающей роли.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.