Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

Владимир Гутенев:

Любая территория заинтересована в продвижении интересов

Михаил Куракин

Первая декада февраля продемонстрировала активное участие в жизни Самарской обл. депутатов Государственной думы РФ, притом что еще в середине 2011 г. мало что предвещало появление столь заметного лобби региона в высшем законодательном органе РФ. О своей миссии в Самарской обл., в т. ч. в преддверии важных политических событий, в интервью «Хронографу» рассказал депутат Государственной думы РФ, избранный от Самарской обл., Владимир ГУТЕНЕВ.

- Владимир Владимирович, в конце июня 2011 г. вы посещали Самарскую обл., когда начиналось формирование ОНФ. 24 июня вы заявляли о том, что в Самарской обл. достаточно много ярких политиков. Возникло ощущение, что на тот момент вы вообще не видели себя в Государственной думе. А если видели, то явно не от Самарской обл., в которой достаточно собственных ярких фигур.

- Самарская обл. — очень привлекательный крупный финансово- промышленный центр. Что касается того, что я не планировал идти в Госдуму, то часть правды в этом есть. На тот момент я планировал избираться на очередной срок в Общественную палату РФ, членом которой я являлся два созыва, возглавляя профильную комиссию по модернизации промышленности, входил в высший орган — Совет палаты. Тогда же я получил новое предложение от президента РФ, который предлагал внести мою кандидатуру. Я планировал ответить согласием, потому что считал, что это очень важная работа. Более того, к тому моменту я возглавлял общественный совет Минпромторга и смог по поручению Общественной палаты провести очень важную работу. Я объединил председателей всех общественных советов министерств и ведомств. Сколько существует у нас министерств — при каждом существует общественный совет и председатель. Я их объединил, и они избрали меня председателем координационного комитета. Это очень важный инструмент. Это то, что созвучно тезисам Медведева о широком правительстве.

- Когда это произошло?

- Это был очень долгий процесс. Мы начали заниматься этим полтора года назад. Избрали меня примерно в ноябре-декабре 2010 г., но активность все это набрало к весне 2011 г. Было очень много задач, связанных и с Союзом. Но когда мы на нашем съезде, который был в Тольятти, наверное, первые из общественных организаций поддержали идею о Народном фронте, в кулуарах съезда решили для себя, что никто из наших партнеров в других отраслях не будет наши интересы отстаивать. У нас нет лоббизма — такого, как у сырьевиков, металлургов. Поэтому нам чрезвычайно важно, особенно с учетом того, что комитет по промышленности не работал, двигать собственных людей. Шутка ли, два созыва Госдумой не принимался закон о промышленной политике. У нас в стране нет промышленной политики. И поэтому мы приняли решение, раз есть такая уникальная возможность, не аффилируясь политически и не формируя некую свою партию, двинуться в Госдуму при помощи ОНФ. Хотя основная задача была делегировать членов Союза не в высший законодательный орган. Изначально речь шла о формировании интересов промышленности и машиностроения, в т. ч. на территориях. И мы получили значительный результат. Есть территории, где у нас по четыре депутата от Союзмаша, в частности, в Алтайском крае. Нам это позволяет очень четко артикулировать политику. Для нас это очень важно. И, разумеется, у нас было выдвинуто девять человек в Государственную думу. Поскольку я был делегирован в координационный совет ОНФ, целый ряд региональных отделений, где наиболее развита промышленность, предложили мне выдвинуться от них в качестве потенциального кандидата. В первую очередь это был Екатеринбург, Чувашия. Наряду с этими регионами была и Самара.

- Т. е. за вашей головой началась своеобразная охота?

- Абсолютно верно. Они понимали, что, поскольку я был один из главных ньюсмейкеров — кто озвучивает позиции Ростеха и Союзмаша, формирует идеологию, то, конечно, вероятность поддержки меня со стороны машиностроительного сообщества достаточно высокая, шансы на прохождение есть. Тем более что выдвинутый и избранный впоследствии их кандидат имел лоббистские возможности. Любая территория заинтересована в продвижении интересов. Хотя я возник не как лоббист, а как человек, который обладает определенными лоббистскими возможностями, в т. ч. и поэтому интересен для территории. Мы в Союзмаше считали и сейчас считаем, что в Самарской обл. одно из лучших наших региональных отделений. По итогам года оно заняло четвертое место. По итогам декабря вышло вообще на первое место. И, конечно же, мы были уверены, что здесь ситуация более благополучная, что найдется немало ярких людей, которые будут выдвинуты. Это тем более актуально на территории Самарской обл. для Ростехнологий, сотрудником которых я являлся.

- А сейчас не являетесь?

- Не являюсь, к сожалению. Я был вынужден написать отказ Дмитрию Анатольевичу и, соответственно, не пошел в Общественную палату. Я вынужден был уволиться из Союзмаша, а затем написать заявление и восстановиться на работу на безвозмездной основе в качестве вице-президента. Я вынужден был уйти из Ростеха, из целого ряда общественных советов, где я активно работал, в т. ч. из общественного совета МВД, очень значимого для меня. Так вот все эти факты вместе, а также значимость региона для Ростеха и срез электоральных настроении показали, что ситуация крайне тревожная. Поэтому на каком-то этапе в процессе обсуждения было принято решение выдвижения меня по Самарской обл. Хотя я уже начал позиционировать себя в Чувашии, проводил встречи с президентом республики. Было принято решение, потому что здесь я буду полезен. Регион несопоставимее более важен, в т. ч. и для экономики страны.

- Уже после вашего избрания в Госдуму, в ходе голосования областной партячейки -«Единой России» за вами были закреплены несколько областных городов и ряд сельских районов. Сами вы не очень оптимистично восприняли такой шаг...

- На самом деле мне не важно, какие районы за мной закрепила партия. Я благодарен «Единой России», в принципе, не столько ей, сколько Путину, который дал шанс для общественных организаций, для людей, которые по тем или иным причинам не вступают в партию. Не потому, что они плохие, или хуже других, или лучше других. Я благодарен партии за ту возможность, которая, предоставив 25% мест, дала нам пройти в думу. Поэтому я должен нести бремя ответственности перед региональной организацией. Если по каким-то причинам она сочла, что в тех районах Самары, в том же Автозаводском р-не Тольятти кто-то другой будет более полезен, я спорить не стану. Может быть, сейчас во главу угла ставятся вопросы социальные, антикоррупционные, вопросы ЖКХ. Мне поручена небольшая часть и сельские районы — я это принимаю. Хотя мне кажется, что более эффективно было бы в довесочек к сельским районам все-таки наиболее важные промышленные районы дать под мое курирование. Если тот проект, который был утвержден, скорректируется — замечательно. Если он не скорректируется — не меняется абсолютно ничего.

Потому что как в случае утверждения курирования каких-то районов, так и в случае неутверждения мои общественные приемные будут и в Сызрани, и в Тольятти, и в Самаре. Буду перед партией отвечать за сельские районы, буду туда приезжать, встречаться, помогать. Есть такая область, как сельхозмашиностроение, где у меня большие возможности — Росагролизинг и пр. Но это не говорит о том, что из фокуса моего внимания будут выпадать предприятия оборонки, авиации, ракетостроения. Поэтому для меня вопрос этого деления абсолютно непринципиален. Я сформулирую свое мнение, абсолютно корректно его доведу. Приму абсолютно любое решение, поскольку я не партийный функционер, но ответственность перед «Единой Россией», благодаря которой я тут присутствую, конечно же, у меня есть.

- Избрали одиннадцать человек, которые вошли в штаб Путина. Если помните, штаб возглавил Говорухин, потом произошло расширение. Писали, что они будут ответственны за агитацию в регионах. Означает ли это, что вы будете ответственны за агитацию в регионах?

- Значит ли, что я буду курировать? Нет, не значит.

- В ближайшее время вы как депутат Госдумы наверняка будете рассматривать инициативу, которую внес Медведев по поводу избрания губернаторов. Речь идет о возврате прямого избрания глав субъектов федерации. Уже сейчас на территории области, естественно, на неформальном уровне распространилась информация о том, что Владимир Артяков по итогам выборов 4 марта может быть призван в правительство. Представители самарской политики в федеральных органах власти уже неоднократно обращали мое внимание: а вы посмотрите на Гутенева — специалист в разных областях и ему сейчас с каждым разом наращивают публичность. На этом основании представители в федеральных органах власти строят свои домыслы, что Гутенев может стать кандидатом на губернаторский пост...

- По поводу предположения, что Артяков может уйти на федеральный уровень... Я абсолютно этого не исключаю, потому что профессионализм Владимира Владимировича, на мой взгляд, чрезвычайно высок, и он вполне мог бы руководить любой структурой федерального уровня. Поэтому на ваш вопрос, может ли он уйти, отвечу: конечно же, может. Он очень большой профессионал, который обладает большим авторитетом в различных федеральных органах власти. По второму вопросу я думаю, что, скорее всего, «Единая Россия» будет выдвигать какого-то кандидата. Как человек, который избирался и несет ответственность перед «Единой Россией», конечно же, буду голосовать за того, кого предпочтет партия. Надеюсь, эта кандидатура будет адекватной. Если говорить о возможности моего участия в этом процессе, то я, честно говоря, впервые это от вас слышу. Для себя я это не рассматриваю. Я таких вариантов не вижу и считаю их абсолютно нереалистичными.

- Тольятти, выборы мэра 4 марта... С жизнью города уже немного успели ознакомиться? На счет кандидатов какие-то оценки собственные уже имеете?

- Город очень важный, очень сложный. Отношений с кандидатами, тем более что до недавних пор их было много, не имею. В Тольятти их было около 18, из них, насколько я помню, 4 представляют партии.

- По мнению аналитиков, фаворитов сегодня двое: Андреев и Шахов...

- Я бы добавил: еще, возможно, Юрьев. Я думаю, между этими тремя кандидатурами развернется борьба. Я за этим слежу, читаю, мне это интересно, потому что это важно, особенно по Тольятти. Кого бы ни избрали, все равно необходимо будет с ним работать, взаимодействовать в интересах АВТОВАЗа, предприятий этого комплекса. Все равно будет установлен рабочий контакт.