Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (394) | 21 ноября 2011г.
 

Стратегия подорожания

Автодилеры вышли из кризиса за счет дорого автосервиса

Сергей Ромашов

При оценке финансовых результатов деятельности компаний, работающих в сфере автосервиса, следует рассматривать ситуацию по автомобильной отрасли в целом. Финансовый кризис негативно отразился на продажах автомобилей, поэтому дилеры сконцентрировали свое внимание на услугах по сервису, что позволило им нарастить обороты за счет удорожания сервисного обслуживания. В списке 50 крупнейших предприятий региона первые места по выручке за 2010 г. занимают компании, работающие с ОАО «АВТОВАЗ». Именно на эти фирмы в прошлом году пришлось максимальное освоение средств в рамках программы утилизации автомобилей.

По итогам 2010 г. первые места в рейтинге ведущих предприятий в отрасли автосервиса занимают ОАО «Автоцентр- Тольятти-ВАЗ», ЗАО «Сызранская СТО», ЗАО «СТО Комсомольская», ООО «Гарник» и ЗАО «Центральная СТО». Практически все компании расположены в Тольятти и сотрудничают с АВТОВАЗом. Так, компания ОАО «Автоцентр- Тольятти-ВАЗ» под руководством Всеволода Бориса показала прибыль в 6,4 млн р. по сравнению с убытком в сумме 62,2 млн р за 2009 г. При этом обороты компании составили 1,6 млрд р., а в 2009 г. — 1,2 млрд р. ЗАО «Сызранская СТО» является дочерней компанией ОАО «Автоцентр- Тольятти-ВАЗ» и по итогам 2010 г. показала прибыль в 14,1 млн р. при выручке нетто в 691 млн р. ЗАО «СТО Комсомольская» во главе с Петром Караченцевым закончило 2010 г. с прибылью в 7,3 млн р. при оборотах в 582 млн р.

Отдельно стоит отметить ООО «Гарник». По итогам 2009 г. обороты компании под руководством Надежды Романцовой составляли 1,2 млрд р., а по итогам 2010 г. — 519 млн р. При этом убытки компании продолжают расти. В 2009 г. компания потеряла 23 млн р., а 2010 г. закончила с убытком уже в 40 млн р. В настоящее время ООО «Гарник» находится в стадии банкротства. Соответствующее дело уже несколько месяцев рассматривается в Арбитражном суде Самарской обл. Впрочем, это не помешало Гарнику оказаться в первой пятерке рейтинга самых топовых предприятий региона. Убыток и одновременно большая выручка говорят о том, что предприятие работало не на прибыль, а на оборот. К тому же у Тарника имеется дочернее предприятие ООО «АЛС», расположенное по тому же юридическому адресу, где совсем недавно находилась и головная компания. И как раз ООО «АЛС» показывало прибыль в 2009-2010 гг.

В целом же лидерство данных компаний объясняется тем, что они работают непосредственно с автомобилями АВТОВАЗа и, соответственно, обеспечивают сервисное и гарантийное обслуживание данных машин. Кроме того, 2010 г. был годом максимального освоения средств в рамках программы утилизации автомобилей. С 8 марта 2010 г. в Самарской обл. начали свою работу пункты приема старых авто в рамках экспериментального проекта, призванного обновить российский автопарк и стимулировать к работе производителей новых авто. Каждый автовладелец получил возможность сдать свою старую машину в утиль, получив при этом скидку в 50 тыс. р. при покупке нового автомобиля из утвержденного списка моделей. Поучаствовать в эксперименте автовладелец мог двумя путями — занявшись процедурой утилизации автомобиля самостоятельно или переложив все заботы на плечи дилерского центра, в котором потом он и планировал приобрести новый автомобиль. Многие водители обращались как раз в указанные выше центры.

Высоких показателей в 2010 г. добились не только партнеры АВТОВАЗа. Следует отметить, что весьма прибыльным год оказался и для компаний, занимающихся обслуживанием грузовой техники. Так, выручка ООО «Поволжский региональный автоцентр КАМАЗ», которое занимает шестую позицию в рейтинге, составила 366,9 млн р. при 316 млн р. в 2009 г. ООО «ИнкомЦентр-СКАН» закончило год с выручкой в 106 млн р. и прибылью в 12,7 млн р. Строчкой ниже стоит ЗАО «Самара-Авто-Центр», прибыль которого по итогам 2010 г. составила 22,2 млн р. Данные компании работают с крупными автопредприятиями. У владельцев большегрузной техники не так много вариантов, где обслуживать свои машины. На показателях компаний сказалось и то, что дилеры, получив спад продаж в период кризиса, попытались нарастить себе обороты за счет удорожания сервисного обслуживания и автокомплектующих.

Та же тенденция наблюдается в дилерских сервисных центрах легковых автомобилей иностранных марок, таких как ЗАО «КИА Центр на Московском», ООО «АРГО-МОТОРС-С», ЗАО «САН».

ЗАО «КИА Центр на Московском» показало выручку в 97,4 млн р. при 28,8 млн р. в 2009 г. ООО «АРГО-МОТОРС-С» закончило 2010 г. с оборотами в 93 млн р. и прибылью в 14,2 млн р. ЗАО «САН» показало выручку в 92,5 млн р. и прибыль в 21,8 млн р. Показатели данных компаний также вполне объяснимы.

По данным независимого исследования Vector Market Research, проведенного в 2010 г. среди автовладельцев иномарок моложе пяти лет, примерно половина водителей хотя бы один раз в течение года обслуживалась у официального дилера. Продажи новых автомобилей в 2010 г. дилеров не устраивали. К примеру, в январе 2010 г. они оказались на 37% ниже, чем в первом месяце 2009 г., когда кризис на рынке уже был в разгаре. Продажи в феврале оказались уже на 32% ниже уровня 2009 г. Поэтому дилеры увеличили стоимость обслуживания автомобилей. К официальным дилерам обращаются за высококвалифицированной помощью, в итоге важным источником доходов автодилеров иномарок стало сервисное обслуживание.

В рейтинг 50 крупнейших предприятий региона вошли и компании с аномальными показателями. В 2009 г. данные предприятия не имели оборотов и прибыли, они фактически не работали. Однако уже по итогам 2010 г. они неожиданно показали не самые плохие результаты. Таких компаний в списке четыре. Это ООО «Самара-Скан-Сервис», ООО «ДизельАвтоРемонт», ООО «Ладья» и ООО «Ав-тобаза-163». К примеру, ООО «Самара-Скан-Сервис» под управлением Вячеслава Азизова заработало в 2010 г. 2,4 млн р. при оборотах в 115,9 млн р. В 2009 г. компания показала нулевые результаты. ООО «Автобаза-163» во главе с Валерием Мурзиным заработало 49,1 млн р. при оборотах в 60 млн р. Можно было бы предположить, что данные компании появились не на пустом месте. Существует практика, когда в ходе финансового кризиса некоторые компании проходили процедуру банкротства и создавали новые юридические лица для продолжения бизнеса, на которые переключали всю клиентскую базу. Однако данные компании не имеют прошлого, поэтому их взлет можно назвать «аномальным».