Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (380) | 18 июля 2011г.
 

Выжать все СОКи

«Автонормаль» Качмазова отбивается от претензий АВТОВАЗа

Илья Ширтанов

7 июля ОАО «АВТОВАЗ» инициировало иск к ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль». АВТОВАЗ намерен истребовать более 13,7 млн р. за поставку товара якобы ненадлежащего качества. «Автонормаль» — это сегодня единственный поставщик АВТОВАЗа, оставшийся под контролем Группы «СОК». Скорее всего, данный иск направлен на то, чтобы СОК, основным бенефициаром которого является Юрий КАЧМАЗОВ (на фото), в итоге передал «Автонормаль» в пользу государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии».

7 июля определением Арбитражного суда Самарской обл. было возбуждено дело по иску ОАО «АВТОВАЗ» к ОАО «Автонормаль». «Автонормаль» специализируется на производстве крепежных изделий и пружин для автомобильной промышленности. В судебном документе говорится о том, что АВТОВАЗ намерен взыскать с «Автонормали» около 13,7 млн р. Формулировка требований истца звучит так: «О взыскании суммы убытков, причиненных поставкой товара ненадлежащего качества».

Важно напомнить, что еще 14 января на официальном сайте ОАО «АВТОВАЗ» была размещена информация о возникших проблемах в работе двигателей одной из партий автомобилей. По версии АВТОВАЗа, виновником данного обстоятельства был назван поставщик АВТОВАЗа, а именно «Автонормаль». В сообщении говорится: «На двигателях отдельных автомобилей обнаружены пружинные шайбы с несоответствиями». Официально была распространена информация об отзыве 10,5 тыс. автомобилей для исключения возможных отклонений в работе двигателей внутреннего сгорания. Также сообщалось, что причина несоответствия устранена поставщиком — белебеевским заводом «Автонормаль».

Кроме того, в феврале 2011 г. на ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» в связи с недопоставкой комплектующих изделий производилась приостановка конвейера на несколько суток. Основным поставщиком на это предприятие является ОАО «АВТОВАЗ».

Однако в ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» в отличие от АВТОВАЗа предпочли не называть контрагента, виновного в остановке конвейера. Можно предположить, что АВТОВАЗ приостанавливал поставки на «Джи Эм — АВТОВАЗ» как раз из-за того, что имелись проблемы с комплектующими «Автонормали».

«Автонормаль» входит в Группу «СОК». Причем «Автонормаль» -это единственный завод-поставщик АВТОВАЗа, который на данный момент еще остался под контролем Группы «СОК». Еще несколько лет назад поставки комплектующих на АВТОВАЗ предприятиями Группы «СОК» занимали значительную часть от общего объема поставок, в т.ч. и поэтому СОК оказывал существенное влияние на деятельность АВТОВАЗа. Примером может служить ситуация, сложившаяся в начале 2009 г.

3 марта 2009 г. конвейер ОАО «АВТОВАЗ» был остановлен из-за проблем с поставками комплектующих. По этому поводу экс-генеральный директор Международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков тогда говорил: «Все заводы-поставщики, находящиеся под контролем Группы «СОК», приостановили поставки на АВТОВАЗ». В связи с этим часть автомобилей сходили с конвейера недоукомплектованными.

Спустя непродолжительное время ГК «Ростехнологии» решила проблему СОКа кардинально. 7 июля 2010 г. пресс-служба Группы «СОК» сообщила, что СОК, основным бенефициаром которого является Юрий Качмазов, завершил сделку по продаже своей доли в ЗАО «ВАЗТРАСТ» (см. «Хронограф» №25 (334) от 12.07.10).

ЗАО «ВАЗТРАСТ» контролировало доли в автокомпонентных заводах ЗАО «ВАЗинтерСервис (ВИС), ЗАО «Мотор-Супер», ОАО «ОСВАР», ОАО «Завод АВТОСВЕТ», ООО «Комплект-ЛТД» и ЗАО «ВолгаПромМаркет». Именно после этой сделки у СОКа осталась только «Автонормаль». В феврале 2011 г. Юрий Качмазов и вовсе был объявлен в федеральный розыск (см. «Хронограф» №6 (359) от 21.02.11).

С учетом предыдущих взаимоотношений СОКа и «Ростехнологии» напрашивается предположение о том, что «Автонормаль» в конечном итоге все-таки окажется под контролем ГК «Ростехнологии». Если это так, то судебный иск о взыскании 13,7 млн р., а равно и претензии к качеству поставляемому «Автонормалью» комплектующих, может быть не более чем инструментами для достижения этой цели. Проще говоря, СОК, который окажется перед фактом постоянных претензий, вынужден будет отказаться от завода «Автонормаль».

С другой стороны, АВТОВАЗ и «Ростехнологии» могут быть и вовсе не заинтересованны в этом заводе. Если этот вариант верен, тогда стоит ожидать, что по номенклатуре, которую сейчас поставляет «Автонормаль», у АВТОВАЗа появится новый поставщик. Не исключено, рекомендованный альянсом Renault-Nissan.

Между тем АВТОВАЗу будет не просто доказать, что «Автонормаль» должна 13,7 млн р. В пользу этой версии высказался и ведущий аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. Он отметил, что ОАО «АВТОВАЗ» будет довольно проблематично доказать в суде, что именно поставщик стал виновником убытков, понесенных автозаводом. По словам Баранова, суду придется опираться на результаты экспертных оценок. В связи с этим вполне возможно, что судебное разбирательство может затянуться на неопределенный срок. В случае если «Автонормаль» грамотно подготовит свои возражения на доводы истца, есть вероятность того, что суд отклонит исковые требования АВТОВАЗа. Однако это не будет означать, что претензии к «Автонормали» в частности и к СОКу в целом закончатся.