Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (370) | 10 мая 2011г.
 

Закрытый показ

Участники съезда рискуют увидеть на АВТОВАЗе «потемкинские деревни»

Сейдамет Абреков

11 мая в Тольятти пройдет съезд Союза машиностроителей России. В качестве сопредседателя участие в нем примет премьер-министр РФ Владимир ПУТИН. И этом притом, что на неформальным уровне съезд называют не чем иным, как спектаклем для членов правительства РФ, не готовых и дальше участвовать в финансовой поддержке АВТОВАЗа. В определенной степени этот же съезд должен стать и одним из элементов предвыборной программы в рамках предстоящих выборов в Госдуму и президента РФ. Но ситуация с освещением этого события выглядит весьма странно. При участии дирекции по внешним связям АВТОВАЗа, возглавляемой Игорем БУРЕНКОВЫМ, далеко не все СМИ могут быть аккредитованы на съезд.

Еще 25 апреля редакция еженедельника «Хронограф» направила на имя президента общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Сергея Чемезова официальный запрос на предоставление аккредитации журналиста и фотографа издания для участия в этом съезде. 5 мая по электронной почте редакцией был получен отказ. В качестве обоснования сотрудник пресс-службы Союза машиностроителей РФ Юлия Лекомцева указала: «Аккредитацию местных СМИ на съезд Союза машиностроителей наши самарские партнеры проводят сами. Поэтому просим связаться с пресс-центром ОАО «АВТОВАЗ» для подтверждения вашей аккредитации». В этот же день сотрудник редакции связался по телефону с руководителем пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александром Шмыговым. Шмыгов сообщил, что АВТОВАЗ не будет приглашать на участие в съезде Союза машиностроителей России представителей «Хронографа».

Принцип формирования политики информационной работы АВТОВАЗа со СМИ хорошо известен местным изданиям. На предприятии существует т.н. договорная система взаимодействия с теми СМИ, которые по определенным критериям признаются лояльными. Вопрос объективности в данном случае может оставаться на втором плане. Спорить с этой позицией сложно в силу того, что АВТОВАЗ является частной коммерческой организацией и вправе сам принимать решения, с кем работать. Однако это справедливо только в тех случаях, когда речь идет исключительно о деятельности АВТОВАЗа и о его корпоративных событиях.

В случае с предстоящим съездом Союза машиностроителей РФ попытки пресс-центра АВТОВАЗа и дирекции по внешним связям, возглавляемой Игорем Буренковым, оградить ряд СМИ от участия в этом важном для всей страны мероприятии выглядят надуманными и необоснованными. И это при том, что «Хронограф» неоднократно обращал внимание на проблемы, заложниками которых становятся предприятия отрасли машиностроения. Но не стоит забывать, что именно Союз машиностроителей России, а не АВТОВАЗ является организатором предстоящего съезда. АВТОВАЗ лишь принимающая сторона, в задачу которой входит техническая часть вопроса: создать условия для работы съезда, обеспечить необходимой инфраструктурой и предусмотреть меры безопасности. Все эти работы формируют определенную расходную часть предстоящего мероприятия. Для проведения съезда руководством Союза машиностроителей РФ была утверждена смета. На основании этого документа АВТОВАЗ должен выполнить ряд работ и получить за это оплату.

В противном случае АВТОВАЗу пришлось бы изыскивать собственные средства на проведение съезда. Если бы съезд проводился за счет АВТОВАЗа, то это можно было бы считать непрофильными расходами, причем достаточно крупными и не связанными с основным производством. Для акционеров ОАО «АВТОВАЗ» это, скорее всего, далеко не праздный момент. Однако недопуск редакции «Хронографа» на съезд вовсе не сможет оградить журналистов от работы по сбору информации о том, как происходила подготовка к съезду, кто финансировал его проведение, какова в этом процессе роль АВТОВАЗа, существующего сегодня исключительно за счет господдержки, и для каких целей проводился в Тольятти этот форум. Не секрет, что до сих пор не появился приказ Минпромторга РФ о финансировании в апреле и мае программы утилизации (см. «Хронограф» №15 (368) от 25.04.11). Предстоящий съезд может стать не чем иным, как очередным шагом по убеждению правительства России в необходимости в очередной раз начать выплату субсидий в пользу АВТОВАЗа, а также возобновить финансирование программы утилизации. На фоне продолжающегося недовольства среди персонала завода, нерешенности социальной проблемы, связанной с увольнением работников, а также, что очень важно, перспективой участия всех этих людей в качестве избирателей на предстоящих выборах сначала депутатов в Госдуму, а затем президента РФ, решение этих вопросов как никогда актуально.