Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (353) | 27 декабря 2010г.
 

Неявные связи

Мешают навести порядок на дорогах Сызрани

ИА «Центр-Инфо»

В ближайшее время в г.о. Сызрань должны состояться последние конкурсы, касающиеся организации городских пассажирских автобусных перевозок. По сути, создается новая транспортная схема города. В теории она способна решить многочисленные проблемы, в т.ч. те, которые связаны с деятельностью частных перевозчиков. Пока же попытки местной власти навести порядок на дорогах выглядят неубедительными.

В 2010 г. в Сызрани был проведен ряд конкурсов, касающихся организации городских пассажирских автобусных перевозок. Победителем большей их части стала МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие». Ряд предпринимателей не был допущен к участию в конкурсах. Это объяснено различными несоответствиями документов заявленным требованиям (см. «Хронограф» №28 (337) от 30.08.10). Большое значение при оценке заявок придавалось сроку эксплуатации подвижного состава, наличию материально-технической базы, квалифицированного персонала. Не последнюю роль играли показатели аварийности и транспортной дисциплины.

Не удалось получить муниципальный контракт и Михаилу Морунову (на фото) (см. «Хронограф» №1 (310) от 18.01.10). Его ООО «Пассажирские автотранспортные перевозчики №1» (ПАТП №1) не было допущено к аукционам. ПАТП №1 согласно ЕГРЮЛ зарегистрировано летом 2008 г. Более известные его ООО «Сызрань-ТрансАвто» (СТА) и ООО «АвтоТранс-Сызрань» (АТС) заявок не подавали. Не исключено, что Морунов не рискнул пойти с АТС и СТА на аукцион. Он не подавал заявку и как индивидуальный предприниматель (ИП). Возможно, АТС, СТА не могли выполнить требований, предъявляемых к участникам. Либо же по примеру ИП Морунова отметились в последнее время нарушениями в деятельности.

Однако конкурсы не сняли вопросов с т.н. «частными» маршрутами. Вероятно, наряду с муниципальной транспортной схемой они продолжат свое существование. Если гонка за пассажирами продолжится, вряд ли это поспособствует улучшению положения дел на дорогах. При этом официальным органом администрации г.о. Сызрань неоднократно делались заявления о намерении муниципалитета навести порядок на частном рынке пассажирских перевозок. Заявления эти касались ситуации, сложившейся на конечных остановках маршрутов № 6 и 28. По поводу того, как развивается здесь ситуация, имеются разные мнения.

Также, по мнению экспертов, окончательно не решен вопрос с безопасностью движения автобусов ряда маршрутов через железнодорожные переезды. Нарушения здесь были выявлены Сызранской транспортной прокуратурой. Администрация вносила предложения рекомендательного характера в отношении ОАО «РЖД». Паспорт одного из таких маршрутов — №77 «Кирпичный завод — железнодорожная больница» — утвержден в 2005 г. Из имеющихся в распоряжении «Хронографа» материалов можно сделать предположение, что он подписывался и Виктором Хлыстовым, когда он был главой администрации Сызрани. Также на документе имеются подписи от имени Галины Пудовкиной из специализированного муниципального унитарного предприятия «Инженерной защиты» и отметка ГИБДД (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10).

Такое положение дел позволяет сделать несколько предположений. Во-первых, объективно социально важная идея о наведении порядка на рынке пассажирских перевозок может быть загублена. Во-вторых, не предпринимая реальных мер к наведению порядка, администрация, возможно, опасается конфликтов с владельцами «теневых» маршрутов. В-третьих, чиновники и руководители администрации, подписывающие соответствующие разрешения, могли быть материально заинтересованы в сотрудничестве с владельцами ряда маршрутов. Иначе сложно объяснить, почему не принимаются меры к выяснению вопросов с выдачей сомнительных разрешений.

Возможно, мэрией в отсутствии реальных рычагов избран менее эффективный и более долгий путь к наведению порядка. Он заключается в работе в рамках КоАП РФ. Конкретно ч. 3 ст. 14.1 этого кодекса. Это «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией». Это может подтверждаться рядом инициированных осенью 2010 г. исков по данной статье КоАП в Арбитражный суд Самарской обл. В частности, они касались ИП Михаила Морунова и его брата ИП Николая Морунова. В отношении ИП Михаила Морунова иск инициировала прокуратура г.о. Сызрань, в отношении его брата -Управление государственного автодорожного надзора по Самарской обл. Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России (Автонадзор).

ИП Михаил Морунов является лицензиатом и осуществляет перевозки по маршруту №65. Прокуратура выявила, что один из водителей на маршруте №65 осуществлял перевозку с превышением количества пассажиров, предусмотренного характеристикой автомобиля. Оказалось также, что ИП Михаил Морунов на этот автомобиль не имел лицензионной карточки.

Автонадзор выяснил, что предпринимателем Николаем Моруновым не составлялись графики сменности водителей, не был организован учет их рабочего времени и отдыха. Также не проводился ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Эти нарушения могут отразиться на безопасности перевозок.

ИП Николай и Михаил Моруновы были привлечены судом к административной ответственности в виде штрафов. Дальнейшие нарушения могут повлечь и административное приостановление деятельности. Впрочем, ситуация на рынке в ближайшие месяцы может сложиться таким образом, что в расчет не будут приниматься «крыши» и прочие приметы «дикого» бизнеса. Тогда «под раздачу» могут попасть не только предприниматели, но и чиновники.

Комментарии

Юрий КОБЯКИН, глава администрации г.о. Сызрань

- На общем собрании перевозчиков, с которыми заключены договоры по результатам конкурсов, принято решение заключить договор со СМУП «Экопром» на установку контейнеров для сбора и на ежедневный вывоз ТБО с разворотной площадки автостанции железнодорожного вокзала ст. Сызрань-1 и конечной разворотной площадки автобусного маршрута №6 и наведение санитарного порядка. Сызранская дистанция пути оборудовала железнодорожный переезд через подъездные пути по ул. Гончарной горизонтально-поворотными шлагбаумами по временной схеме эксплуатации. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих организацию регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, позволяют использовать право административного воздействия на нарушителей.

Наталья ТАЛИПОВА, заместитель прокурора г.о. Сызрань

- За 2010 г. прокурором г.о. Сызрань в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом выявлено 68 нарушений. В отношении 17 индивидуальных предпринимателей возбуждены административные дела. Все заявления прокурора г.о. Сызрань удовлетворены Арбитражным судом Самарской обл. В 2009 г. прокурором г.о. Сызрань выявлено 56 нарушений закона в указанной сфере, 14 индивидуальных предпринимателей привлечено к административной ответственности. Наиболее распространенными нарушениями... являются: осуществление перевозки пассажиров без наличия отметки о прохождении предрейсового медицинского осмотра; перевозка пассажиров в количестве сверх нормы, предусмотренной технической характеристикой транспортного средства; отклонение автобусов от заранее согласованных маршрутов.