Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (353) | 27 декабря 2010г.
 

Александр Курылин:

Город не должен сидеть на дотационной игле

Татьяна Никонорова

23 декабря в бюджет г.о. Жигулевск на 2010 г. были внесены очередные изменения. Это стало следствием того, что в 2011 г. начнется реализация программы социально- экономического развития Жигулевска на 2011-2015 гг. с объемом бюджетных инвестиций в 2,4 млрд р. При столь существенных вливаниях из областного бюджета мэр Жигулевска Александр КУРЫЛИН планирует повышать и уровень собственных доходов Жигулевска. О том, какие существуют внутренние финансовые резервы городской экономики, Александр Курылин рассказал в интервью корреспонденту «Хронографа».

- Александр Иванович, какова сейчас основная доходная часть бюджета Жигулевска? Что мешает сделать ее больше?

- Промышленность в Жигулевске пока не развивается теми темпами, какими нам хотелось бы. Бюджет округа целиком зависит от 12 тыс. человек, которые работают в Тольятти, а не в Жигулевске. Если бы они платили подоходный налог по месту жительства, то городская казна пополнилась бы примерно на 100 млн р., т. е. на четверть от тех доходов, которые, собственно, и формирует сам Жигулевск. Это очень важно, ведь уже сейчас в структуре налоговых доходов городской казны НДФЛ составляет 63%. На 2011 г. сбор НДФЛ запланирован на уровне 129 млн р. Конечно, нам бы хотелось, чтобы создавались рабочие места именно в Жигулевске. Но, к сожалению, рынок труда нашего города пока не может предложить жителям такое количество вакансий. Нужно развивать производство, в т. ч. пищевую и перерабатывающую промышленность. Нужно развивать туристические и рекреационные направления. Самое главное — создание горнолыжного курорта в Ширяево. Это основа, которая закладывает для нас как минимум 1000 новых рабочих мест, обеспечивает развитие всего города, потому что потребуется инженерное обеспечение, гостиничная инфраструктура, обновленные дороги. Жигулевск станет широко известен, востребован.

Недавно я приехал из Китая, где у Жигулевска теперь появился побратим — г. Дэнфэн, который является туристическим центром благодаря расположенным там монастырям Шаолиня. Китайские товарищи проявили интерес к нашим планам, у них есть заинтересованность в инвестициях, они тоже занимаются диверсификацией экономики и для них важно сотрудничество с Самарской обл.

- Тем не менее, пока это только планы. Если говорить о более реальных вещах, то на чем еще город может заработать в ближайшей перспективе, как формируется доходная часть сейчас?

- В целом, если говорить о доходных статьях бюджета города, то здесь есть несколько статей, которые весьма ощутимо наполняют городскую казну.

Во-первых, это, конечно, НДФЛ. Повторюсь, это 63% от всех налоговых поступлений или 129 млн р. в 2011 г. Также это земельный налог и налог на имущество физических лиц — 21,8% от налоговых поступлений или чуть более 42 млн р. в 2011 г. При этом по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц мы несколько просядем в 2011 г. Это связно с изменениями налогового законодательства. В 2012 г. этот доходный параметр вернется в норму. А в целом на 2011 г. у нас запланирован рост практически по всем доходным статьям бюджета. Бюджет сформирован бездефицитный.

Проблемой остается прирост по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Например, в черте городского округа насчитывается порядка 80 садовых товариществ. Из них только одно или два провели весь перечень землеустроительных мероприятий с постановкой на кадастровый учет и всеми регистрационными действиями. Соответственно определенные возможности для увеличения доходной части по собираемости налога по этим статьям есть. Но опять же, население невозможно заставить межевать свою землю и регистрировать ее. В целом эта процедура очень затратна. Проводить его за счет средств городского округа невозможно. По крайней мере сейчас, когда у нас острейшие вопросы по школам и детским садикам, где по существенному ряду объектов уже предаварийное и аварийное состояние. Остается уповать только на самих землевладельцев-частников. Здесь тоже не все так просто. В 2010 г. МУП «Кадастровое бюро» зарегистрировало только 352 заявки от физических лиц. А в прошлом, 2009 г. их было 900! Следовательно, пока мы имеем только некоторый провал по регистрационным действиям с землями городского округа. Со временем прирост налога на землю все равно будет, но не столь значительный.

- Что можно предпринять в этой ситуации?

- Работать с населением. Надо понимать, что значительная часть населения не регистрируют свои дачи или гаражи потому, что это процедура слишком сложная, длительная или запутанная. Соответственно все, что можем сделать мы — работать с органами инвентаризации, госрегистрации, для того чтобы максимально упростить ее. В первую очередь, для пожилых граждан.

Работать со своим МУП «Кадастровое бюро», сделать его востребованным у горожан. Сдвинуть процесс с мертвой точки сложно, но можно.

- Налоги — не единственный способ сформировать доходную часть городской казны. Есть еще и доходы от использования имущества. Каковы они сейчас в структуре бюджета Жигулевска, и что мешает сделать их ощутимее для города?

- В структуре неналоговых поступлений 49,9% доходов как раз поступают от сдачи в аренду земельных участков. Еще 18,1% — это доходы от сдачи в аренду муниципального имущества. 9,7% — доходы от продажи земельных участков. В абсолютных цифрах от использования муниципального имущества мы планируем в 2011 г. получить сумму, превышающую 35 млн р, что даже выше чем в 2010 г. Задача комитета по управлению муниципальным имуществом Жигулевска — грамотное администрирование этих доходов, четкий контроль за использованием имущества, и, самое главное, -быстрые и адекватные меры к недобросовестным арендатором, вплоть до изъятия имущества и поиска других арендаторов. И в этом плане у нас многое сдвинулось с мертвой точки. Собираемость по этим видам неналоговых доходов у нас повысилась. Сейчас процент собираемости платы за пользование муниципальным имуществом у нас составляет около 90%. Это неплохо. Задолженность по арендной плате с учетом данных 2009-2010 гг. у нас составляет 2,3 млн р. Будем продолжать работу по взысканию.

- Программа социально- экономического развития Жигулевска и так предусматривает существенные вливания, особенно в ЖКХ города. А ведь это самая больная тема Жигулевска, наиболее ресурсоемкая, если смотреть по структуре расходов казны. ЖКХ модернизируют, причем преимущественно за счет средств Самарской обл. Почему не успокоиться на этом?

- Что касается ЖКХ, ТО здесь будем считать, что вопрос решен, или, по крайней мере, он не является таким острым. От Жигулевска потребуется лишь качественно и в срок освоить средства, заложенные по программе социально-экономической реабилитации города. Это даст мощнейший толчок всей экономике Жигулевска, сделает город привлекательнее для бизнеса и самих горожан, повысит качество их жизни. Наша задача, как органов местного самоуправления, — научиться формировать собственную доходную часть таким образом, чтобы в дальнейшем она позволяла городу жить самостоятельно. Город не должен сидеть на дотационной игле. А чтобы это сделать, надо активизировать работу по тем направлениям, которые я обозначил выше.