Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (350) | 6 декабря 2010г.
 

Николай Ренц:

Мы добьемся от чиновников результатов

Михаил Куракин

1 декабря тольяттинские депутаты в первом чтении приняли проект бюджета 2011 г. и плановый период 2012 — 2013 гг. Одновременно с этим чиновники мэрии г.о. Тольятти уже отмечают начало роста экономических показателей, что можно оценивать как начало выхода из кризиса. Наряду с поддержкой, которая была оказана г. Тольятти и Самарской обл. правительством РФ в кризисный период, особое внимание уделяется и антикризисной работе партии «Единая Россия» (ЕР). О проблемах, которые уже были решены, и решениях, которые еще предстоят, в интервью «Хронографу» рассказал секретарь тольяттинского отделения ЕР, главный врач МУЗ Городская клиническая больница №5 г.о. Тольятти Николай РЕНЦ.

- Николай Альфредович, сегодня экономическая ситуация все-таки начинает стабилизироваться. Более того, уже наблюдается определенный рост. По крайней мере, настроения в обществе несколько изменились. Каковы были ваши ощущения в середине-конце 2008 г., когда волна кризиса только надвигалась?

- Ощущения были достаточно однозначными. Что мы падаем в яму, у которой нет дна. Что мы оказались в ситуации, из которой не будет найдено выхода, потому что, с одной стороны, Тольятти — моногород. С другой — ситуация касается не только нас, а всей страны. И что ресурсов у федерального центра на поддержку всех не хватит. В то же время у федералов оставались еще многие вопросы, которые, несмотря на кризис, надо продолжать развивать. У меня было ощущение, что мы окажемся в ситуации серьезнейших сокращений расходов и бюджетных, и промышленных предприятий. Таких сокращений, которые отбросят нас назад, вызовут тяжелейшие социальные потрясения. На том этапе даже не представлялось, как мы из этой ситуации вывернемся. Но уже сегодня, оглядываясь назад на 2009 — 2010 гг., мы можем сказать, что пережили эти явления.

- В какой момент в столь мрачной пессимистичной картине начали появляться проблески оптимизма?

- К счастью, мнение отдельных деятелей, что на федеральном уровне такой город, как Тольятти, и судьбы его людей никого не волнуют, быстро развеялось. Самые первые лица страны прекрасно понимали, каково значение Тольятти и как мощной промышленной площадки, да и просто как достаточно большого города. Они понимали, что здесь есть очень серьезный потенциал для развития. Могу вам сказать прямо: мало кто ожидал, что решения, которые принимались по Тольятти, будут приниматься так оперативно и целенаправленно. И те решения, что были приняты для поддержки нашего города, носили далеко не косметический характер. Например, была проведена не просто оптимизация численности на АВТОВАЗе, а параллельно с этим произошло создание двух предприятий, куда были выведены эти кадры. Их финансирование осуществлялось из федерального бюджета. Когда эти предприятия были созданы, там было 17 тыс. работников. Сегодня там трудится 3,5 тыс. человек. Т.е. они были трудоустроены в городе. И все это прошло без социальных потрясений. Кстати, участие партии тут сложно переоценить. Как раз в самый пик кризиса и высвобождения персонала автозавода на ключевую должность заместителя секретаря тольяттинского отделения «Единой России» был приглашен и в итоге избран вице-президент по персоналу и социальной политике АВТОВАЗа Дмитрий Михаленко. Секретарем тольяттинского отделения был тогда Виталий Вильчик. Т.е. партия сразу показала, что принимает груз ответственности и на себя. И это, согласитесь, далеко не страусиная позиция. Я неоднократно встречался лично с президентом АВТОВАЗа Игорем Комаровым на заседаниях стратегического совета и уверен, что этот человек сделает все для успешного развития завода, но не в ущерб городу.

- Активную поддержку Тольятти оказал и федеральный центр, субъект федерации...

Первое — Правительство РФ в разных формах направило 75 млрд р. на поддержку завода, программу утилизации старых автомобилей — 20 млрд р., из которых 12 млрд р. сумел получить ВАЗ.

Основная поддержка федерального центра, конечно, заключалась в трех вещах: особая экономическая зона, технопарк и IT-парк. Несмотря на кризисные явления, мы получали из вышестоящих бюджетов серьезнейшие средства на капитальные расходы. Нам как моногороду были выделены значительные средства для создания дополнительных рабочих мест.

Достаточно вспомнить, каким было падение в 2009 г. Если бы мы взяли январь и октябрь прошлого года в продуктовых магазинах, мы бы увидели, что средний чек упал на 30%. В начале 2009 г. было снижение объемов потребления продуктов питания в Тольятти где-то на 12%. Но к ноябрю 2009 г. объем потребления продуктов питания по выручке продуктовых сетей вернулся к началу 2008 г. В 2010 г. динамика выручки торговли постоянно растет. И что очень важно, растет и средний чек.

В 2009 г. в городе упала собираемость платежей по оплате жилья и коммунальных услуг. Упала почти до 90%. Сегодня собираемость выше 97%. Этот показатель превышает докризисный.

- Какие еще решения реализовывались для стабилизации ситуации?

- За это же время 2009-2010 гг. шло планомерное увеличение пенсий у жителей нашего города. За 2009 г. средний размер трудовой пенсии увеличился на 1,7 тыс. р., т.е. на 35%. На конец года он составил 6,5 тыс. р. Притом что средний размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,3 раза. В результате в 2009 г. средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера. В 2010 г. размер трудовой пенсии был увеличен на 1,1тыс. р. Сегодня средний размер трудовой пенсии составляет у нас в Тольятти 7,8 тыс. р. В 2011 г. рост пенсии составит 9%. Т.е. средняя пенсия будет находиться на отметке 8,78 тыс. р. В итоге у нас на 22тыс. человек сократилось количество пенсионеров, чья пенсия ниже прожиточного минимума. С 27 тыс. человек до 4,7 тыс. К этому показателю приложило руку в т.ч. правительство Самарской обл. Потому что тем пенсионерам, которым даже после повышения не хватало средств до прожиточного минимума, выплачивались доплаты, более 1 млрд р. было заложено в областной бюджет на эти цели в 2010 г. Что же касается участия партии в преодолении кризисных явлений, то за это время было реализовано достаточно много проектов. Капитальный ремонт жилья — партийный проект. Со следующего года начинается модернизация здравоохранения. А это тоже проект партии «Единая Россия». «Детские сады — детям» — тоже партийный проект. За 2009 — 2010 гг. в Тольятти открыто 900 новых мест в детских садах. Все эти действия были направлены на улучшение социального благополучия наших семей.

- Почему же тогда сейчас звучат различного рода спекуляции о том, что Самарская обл. оказалась аутсайдером в каких-то рейтингах?

- Потому, что в нашей области доля налога на прибыль в доходах субъекта федерации была одной из самых высоких. Когда наступил кризис, фонды оплаты труда сократились, но незначительно. Однако самые большие бюджетные потери были по налогу на прибыль. Что правительство РФ позволило сделать Самарской обл. в этой ситуации? Если в 2007-2008 гг. у нас объем федеральных денег в структуре доходов областного бюджета был 2-3 млрд р., то в 2009 г. мы получили 18,5 млрд р., в 2010 г. -20 млрд р. В 2011 г. бюджет получит не меньше. Дальше мы согласились в этот тяжелейший и для города, и для АВТОВАЗа период взять на себя социальную сферу автозавода. И в этом вопросе федералы подставили нам плечо. При этом было условие — никого не сокращать, хотя численность персонала в передаваемых организациях не соответствовала аналогичным муниципальным учреждениям. Федеральное правительство выделило средства не только на заработную плату сотрудникам переданных учреждений, но и на капитальный ремонт переданных объектов в объеме 1,1 млрд. р. В 2011 г. федералы продолжают поддержку этих объектов, выделяя 365 млн р. Субъект выделяет 200 млн р. на первое полугодие. И 24 мая 2011 г. мы садимся обсуждать расходы на второе полугодие 2011 г.

- Достаточно интересная картина может сложиться в Тольятти в 2013 г. Когда федеральный бюджет прекратит финансирование социокультурных объектов, переданных от АВТОВАЗа в муниципалитет, это бремя ляжет на бюджет г. о. Тольятти. При этом, как показала нынешняя работа согласительной комиссии по бюджету города на 2011 г., бизнес-план по выведению этих объектов на самоокупаемость отсутствует. Не исключено, конечно, что к 2013 г. в мэрии уже не будет сегодняшних ответственных за эти процессы чиновников. Хотя сегодня они являются членами тольяттинского политсовета ЕР, но партия-то останется...

- Т.е. вы имеете в виду, осознают ли члены тольяттинского политсовета — вице-мэры ответственность за 2013 г.?

- Совершенно верно.

- Общаясь с ними по бюджету и по соцсфере АВТОВАЗа, могу сказать, что именно с этой позиции тема и обсуждается. Задачи поставлены, и я полагаю, что чиновники добьются ее выполнения. Есть примеры в Тольятти. Возьмите, например, УСК «Кристалл» — его руководство смогло найти возможность для самоокупаемости. Конечно, ДС «Волгарь» не сможет отказаться полностью от бюджетного финансирования, но какую-то часть расходов он должен покрыть из собственных доходов. Это же касается и ДК «Тольятти», и бывшего ДКиТ ВАЗа. Считаю, что уже сегодня можно делать некоторые вещи, не боясь ничего. Это энерго- ресурсосбережение. Сокращая расходы муниципальных учреждений на коммуналку, мы получим сокращение необходимого финансирования из городского бюджета. Возникает резонный вопрос: где взять средства на увеличение энергоэффективности на муниципальных объектах. Эти средства можно взять в кредит, поскольку окупаемость внедрения мероприятий энергосбережения при ставке кредитования в 12% достигается за короткие сроки. И на последнем заседании тольяттинского политсовета принято решение о привлечении международных компаний для финансирования аудита и мероприятий энергоэффективности. Одним из наглядных примеров является инициатива городских депутатов от «Единой России» по установке общедомовых приборов учета на жилых домах. В Автозаводском р-не эта работа выполнена на 97%, в 2011 г. — очередь Комсомольского р-на.