Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (350) | 6 декабря 2010г.
 

Минахмет Халиуллов:

Содержание внутриквартальных территории должно оплачиваться из бюджета

Георгий Кизельгур

Недавние осадки с последующими резкими заморозками вновь привлекли внимание к проблеме очистки внутриквартальных территорий Самары от снега и льда. Ответственность за уборку конкретных участков не разграничена между различными организациями в рамках официальных договоров. Между тем подрядчики должны получать субсидии из бюджета на проведение уборочных работ. О том, почему городу выгодно заключить контракт с управляющими компаниями, «Хронограф» беседовал с генеральным директором ООО «Приволжский ПЖРТ», депутатом Думы г.о. Самара Минахметом ХАЛИУЛЛОВЫМ.

- Минахмет Мидехатович, почему ноябрьская инициатива мэрии возложить на управляющие компании обязанности по благоустройству дополнительных территорий вызвала возражения со стороны депутатов?

- В настоящий момент порядок уборки городских территорий, в частности, в зимний период, регламентирован постановлением главы г.о. Самара № 404 от 10 июня 2008 г. Площадь закрепляемой за управляющей компании территории, как правило, не должна превышать общей площади помещений жилого дома. Содержанию и уборке в рамках обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общества имущества в многоквартирном доме (МКД) подлежит участок шириной не более 50 м. Таким образом, стоимость уборки дорог и газонов в этой зоне включена в квитанции, приходящие собственникам жилья. Содержание того, что находится дальше, в т.ч. отдельных внутриквартальных дорог, влечет рост затрат управляющей компании. Собирать деньги с граждан через появление в квитках строки «уборка прилегающей территории» не хотелось бы. Во-первых, отсутствует правовое основание для этого — людей ведь не обяжешь оплачивать благоустройство «лишних» участков из своего кармана. Во-вторых, неизвестно, какую долю от реальной стоимости уборки собственники жилья в МКД будут готовы внести на ее проведение в случае своего согласия по первому пункту.

- Где искать альтернативные источники финансирования уборки «ничьей» земли?

- «Ничьей» земли нет, зато есть территории, обязанности по уборке которых до сих пор не раскреплены между различными специализированными обслуживающими организациями. Муниципальные предприятия отвечают за одну территорию, частные управляющие компании — за другую. Взаимосвязь между ними, какая-либо координация действий отсутствует.

Содержание внутриквартальных территорий должно оплачиваться из бюджета. Раскрепление территорий с нанесением зон ответственности за благоустройство на электронную карту позволит спросить с виновных в плохой уборке снега, льда, мусора, листвы и пр. по всей строгости. Однако право предъявлять претензии к частному подрядчику в лице управляющей компании появится только тогда, когда содержание всех внутриквартальных участков, находящихся в ведении города и области, станет оплачиваться из бюджета. А коммерческие организации повально займутся уборкой занимаемой территории и подъездных путей за счет собственных средств.

- Создается впечатление, что управляющие компании палец о палец не ударят, пока им не заплатят за работу...

- Это не совсем так. К примеру, в сильные снегопады в ООО «Приволжский ПЖРТ» регулярно обращаются социально значимые учреждения — школы, детские сады — с просьбой помочь с очисткой подъездных путей. Куда деваться — помогаем! Когда подобные выезды делаются раз или два за зиму, то это еще нормально. Однако когда обращения становятся системой, необходимо подводить под нее финансовую базу. В этом плане апелляция к городским властям — вынужденная мера. У нас 186 тыс. кв. м собственной снегоуборочной территории, любая добавка к данной площади создает дополнительную нагрузку на технику и персонал и требует обеспечения из бюджета.

- Каким образом можно реализовать Ваши предложения?

- Важно, чтобы профильные департаменты городской администрации издали официальные распоряжения по обязательному заключению всеми социальными объектами, финансируемыми из бюджета, -школами, садиками, больницами, молочными кухнями — договоров с управляющими компаниями. Тогда их территория будет качественно и стабильно убираться от снега и мусора. По сути, в маршрутные карты потребуется лишь включить новые пункты, чтобы техника после выхода на линию внутри квартала сначала почистила зоны вокруг МКД, а дальше занялась бы остальными участками.

Если вопрос невозможно решить на уровне департаментов, то в бюджете на 2011 г. нужно предусмотреть субсидии муниципальным учреждениям хотя бы на уборку подъездных путей. Пусть делают это своими силами или привлекают подрядчиков.

- Почему Вы считаете, что средства в бюджете на внутриквартальную уборку найдутся?

- На обслуживаемой ООО «Приволжский ПЖРТ» территории 11 школ и 12 детских садов. На сегодняшний день договоры на уборку снега с нами заключили МДОУ № 138, 385, 463 и 495, а также МОУ №10 «Успех». Значит, в средствах, которыми распоряжается департамент образования, заложена определенная сумма на подобное благоустройство. Кто-то воспользовался деньгами и нанял подрядчика, кто-то еще нет. Аналогичная ситуация с другими бюджетными учреждениями — средства на уборку их территории имеются в профильных департаментах, однако тратить их не спешат. Тут требуется волевое решение.

И наша нынешняя благотворительность в отношении этих учреждений, по идее, должна перейти в работу на договорной основе. Контроль процесса расходования бюджетных средств при этом отлажен: достаточно приехать и посмотреть, к примеру, на состояние школьного двора после сильных осадков.

- Предположим, завтра мэрия дает добро на заключение муниципальными учреждениями договоров с Вашей компанией. В чем в этом случае состоит выгода для заказчика?

- В значительном увеличении площади убираемой территории с минимальным риском для т.н. «подснежников» — колодцев, инженерных коммуникаций, зеленых насаждений, бордюров, других элементов благоустройства. Маршрутные карты движения техники при уборке попадающих в нашу зону ответственности внутриквартальных дорог уже доработаны нами с учетом вероятной очистки прилежащих территорий. Наши механизаторы знают свои участки и их опасности как пять пальцев. Новые машинисты спецтехники проходят тщательный инструктаж. Кроме того, в нашем распоряжении только легкая, маневренная и надежная колесная техника — погрузчики Т018Б и их китайские аналоги. Высокая производительность этих машин позволяет оперативно решать задачи уборки больших территорий.