Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (348) | 22 ноября 2010г.
 

Вадим Куличенко:

На исполнение обязательств по нашему министерству в 2011 г. предусмотрено 31,9 млрд р.

Татьяна Федорова

На данный момент бюджет Самарской обл. на будущий год проходит процедуру второго чтения в Самарской губернской думе. В ходе работы над этим документом правительством было озвучено, что бюджет 2011 г. а также планового периода на 2012-2013 гг. будет более социально ориентированным. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской обл. будет являться одним из главных распорядителей бюджетных средств — 39,3% от совокупного бюджета Самарской обл. О том, как изменятся приоритеты в работе и какие направления будут профинансированы в первую очередь, «Хронографу» рассказал министр здравоохранения и социального развития Самарской обл. Вадим КУЛИЧЕНКО.

- Вадим Петрович, насколько существенно бюджет 2011 г. будет отличаться от бюджета 2010 г. и каких, на ваш взгляд, положительных изменений стоит ожидать населению Самарской обл.?

- На исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств по нашему министерству в 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 г. предусмотрено 31,9 млрд р. Это 39,3% от всего областного бюджета на 2011 г. При расчете параметров за базовый уровень был принят утвержденный бюджет министерства на 2010 г. в сумме 29,8116 млрд р. Рост расходов составит 2,1 млрд р. (+7%). В первую очередь будут осуществляться расходы на доплаты, выплаты, пособия, компенсации -12,6 млрд р.

Таким образом, в бюджете в полном объеме предусмотрены расходы как на предоставление мер социальной поддержки гражданам, обязанность по обеспечению которых отнесена к полномочиям субъектов РФ, так и на оказание мер социальной поддержки, установленных по инициативе субъекта РФ.

Министерство продолжит работу по доведению в 2011 г. размера ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях до величины прожиточного минимума. Для этого потребуются дополнительные средства областного бюджета в объеме 89,1 млн р.

Необходимо отметить, что для решения поставленной президентом задачи по увеличению с 1 июня 2011 г. фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы на 6,5%, только по отраслям, курируемым министерством, дополнительные расходы на 2011 г. составят порядка 0,5 млрд р.

В связи с планируемым в 2011 г. изменением страхового платежа в Федеральный фонд ОМС с 3,1 до 5,1% дополнительные средства в размере около 460 млрд р. будут направлены в субъекты РФ для реализации программ модернизации здравоохранения. Для получения средств из Федерального фонда ОМС необходимо наличие областной целевой программы модернизации здравоохранения. У нас такая программа принята, на ее реализацию в 2011 г. предусмотрено 580 млн р.

Отдельное внимание хочется уделить областной целевой программе «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов на 2011-2014 гг.». Основными ее задачами станет решение вопросов, касающихся создания безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Принятие программы стало крайне актуальным, т.к. позволит Самарской обл. участвовать в государственной программе

«Доступная среда на 2011 -2015 гг.», разработанной по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Одним из разделов государственной программы с 2012 г. предусмотрено 50-процентное софинансирование аналогичных целевых программ субъектов РФ.

- Какие инновационные методы и технологии, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг уязвимым группам населения, реализуются на территории Самарской обл.?

- Особое место среди инновационных социальных технологий занимает принятие первого в РФ регионального закона «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской обл.». В настоящее время закон успешно реализуется, действует 138 приемных семей.

Одной из наиболее востребованных инновационных технологий является «Школа реабилитации и ухода». В 2009 — 2010 г.г. там обучено более 25 тыс. человек. Нельзя не отметить, что Самарская обл. вошла в число 8 регионов, которые с 1 января 2010 г. в соответствии с распоряжением правительства РФ участвуют в осуществлении федеральных полномочий по обеспечению инвалидов вспомогательными техническими средствами реабилитации (TCP) и санаторно- курортным лечением. Ранее эти полномочия осуществлялись Самарским региональным отделением Фонда социального страхования (ФСС) РФ. Это требовало от инвалидов значительных затрат времени и сил, т.к. не во всех муниципальных образованиях имеются филиалы ФСС. Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета, посвященного приоритетным вопросам социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, подчеркнул, что берет под личный контроль тему социальной защиты пенсионеров.

- Какие меры могут способствовать усовершенствованию качества и улучшению деятельности лечебно-профилактических учреждений?

- Накопившиеся в здравоохранении проблемы остро ставят вопрос о необходимости оперативного совершенствования системы здравоохранения. Министерством здравоохранения и социального развития области в т.г. была разработана областная целевая программа модернизации здравоохранения на 2011-2015 гг. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 5,7 млрд р.

Уже сейчас мы усилили контроль за организацией работы поликлиник, в частности регистратур, что позволило уменьшить очереди на прием к врачу. В рамках выполнения мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в декабре 2009 г. были открыты региональный сосудистый центр в СО КБ им. М.И. Калинина и специализированные первичные сосудистые отделения в муниципальных учреждениях здравоохранения. Такие отделения были открыты в городской клинической больнице №1 им. Н.И. Пирогова г.о. Самара, городской больнице №2 им. В.В. Баныкина г.о. Тольятти и Центральной городской больнице г.о. Сызрань. В эти центры за счет средств федерального бюджета в 2009 г. поставлено и введено в эксплуатацию 15 единиц медицинского оборудования на сумму 252,9 млн р.

- Как в Самарской обл. реализуется программа по повышению качества и доступности медицинских услуг для жителей села? Во всех ли районах появились врачи общей практики?

- За счет средств областного бюджета и местных бюджетов в 27 муниципальных районах построены 136 офисов врачей общей практики, которые оснащены всем необходимым. В 94 офисах установлена система информационной поддержки врача. В рамках программы модернизации здравоохранения к 2012 г. планируется строительство еще двух офисов. Более 300 тыс. сельских жителей (47,5% сельского населения), в т.ч. 9 434 ребенка, получают общеврачебную медицинскую помощь, максимально приближенную к месту проживания, что позволяет обеспечивать ее своевременность и доступность. В сельских районах осуществляют медицинскую деятельность 175 врачей общей практики и 358 медицинских сестер. В настоящее время сохраняется возможность трудоустройства врачей общей практики на вакантные ставки в офисы.

- Социальная служба остается едва ли не единственной, за услуги которой население ничего не платит. Недавно принят закон, предполагающий разделение бюджетных учреждений на три группы: автономные, бюджетные и казенные. Не грозит ли коммерциализация пансионатам, центрам реабилитации?

- Необходимо отметить, что при определении статуса учреждений социального обслуживания министерство исходило из интересов подопечных социальных служб. Оценивались критерии работы учреждений, целесообразность изменения типа подведомственного учреждения. Планируется, что действующие пансионаты, а также центры социального обслуживания и учреждения, оказывающие реабилитационные услуги, получат статус бюджетных учреждений с расширенным объемом прав.

В соответствии с региональными нормативными правовыми документами клиентам социальных служб оказывается 38 наименований различных гарантированных социальных услуг на дому. В условиях кризиса в социальных службах сохранились социально приемлемые тарифы, что делает услуги доступными для пожилых граждан и инвалидов даже на условиях полной оплаты. Наряду с бюджетными учреждениями планируется создание казенных учреждений. Статус казенного учреждения получат 2 социальных приюта для лиц без определенного места жительства и занятий, действующие в Самаре и Тольятти. Их финансовое обеспечение будет осуществляться за счет средств областного бюджета на основе сметы. Целесообразность данного решения обоснована тем, что согласно учредительным документам их деятельность не может приносить доход. Кроме того, специфика работы приютов заключается в режиме «ожидания», т.е. по мере обращений граждан с учетом сезонной наполняемости учреждений.

- Что такое консолидированные услуги и для чего нужно публиковать их реестр?

- Консолидированная услуга — это система согласованных государственных и муниципальных услуг, оказываемых населению различными органами власти. Например, при оказании услуг в сфере здравоохранения, помимо лечебных учреждений, задействованы страховые медицинские организации и ТФОМС Самарской обл., территориальные управления Росздравнадзора и Роспотребнадзора, федеральное министерство здравоохранения и не только. В соответствии с приказом аппарата правительства области была составлена методика формирования реестров консолидированных услуг. При составлении реестров было определено более 50 видов услуг, внутри каждой из которых впоследствии были определены роли федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Отталкиваясь от реестров услуг, мы смогли составить паспорта каждой консолидированной услуги.

- Как сейчас обстоят дела с льготным обеспечением лекарствами?

- Об эффективности обеспечения льготополучателей лекарственными средствами можно судить по таким показателям, как объем выделенных средств на одного льготника, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО), и фактические затраты на одного обратившегося. Эти показатели с каждым годом растут. Правительство Самарской обл. выделяет значительный объем средств для региональных льготников. Таких граждан в области 342 тыс. чел. Объем выделяемых средств в 2010 г. составляет 788,3 млн р. (в 2009 г. -744,3 млн. р.), или 255 р. в месяц на одного льготника. Следует особо отметить, что столь значительный объем финансовых средств выделяется не во всех регионах России.

В 2010 г. удалось добиться снижения цен на лекарственные средства путем разделения процесса закупки лекарств от комплекса мероприятий по услуге за доставку (т.н. фармацевтическая услуга). Путем внедрения этого механизма экономия средств в результате торгов составила от 13 до 26%, что позволило закупить большее количество лекарств. В настоящее время на 96% средств, выделенных на ЛЛО, закуплены лекарственные средства. Поставки осуществляются по графику. Запасы лекарств в аптеках и на аптечном складе в настоящее время превышают двухмесячную потребность.