Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (331) | 21 июня 2010г.
 

Завалили показатели

Школьники губернии сдали ЕГЭ хуже, чем в 2009 году

Илья Казаков

15 июня в Самарской обл. начали анализировать результаты сдачи экзаменов выпускниками школ. В этот день завершился первый тур Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Традиционно школьники губернии заваливали иностранные языки, историю и фундаментальные физику и математику. На фоне сложной демографической ситуации и увеличения числа бюджетных мест, не исключено, что за счет государства в самарских вузах будут учиться плохо подготовленные в школе студенты.

Не рассчитали силы

В 2010 г. во второй раз на территории Российской Федерации, в штатном режиме прошел ЕГЭ. На территории Самарской обл. из 15,7 тыс. выпускников школ ЕГЭ сдавали 96,3%. Остальные 552 человека государственную (итоговую) аттестацию прошли в форме государственного выпускного экзамена. Примечательно, что в силу демографической ситуации продолжает снижаться количество выпускников школ. Так, например, в прошлом году экзамен сдавали 19 тыс. человек. Но, несмотря на значительное уменьшение числа школьников, показатели ЕГЭ по фундаментальным предметам в губернии продолжили снижаться.

Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте Министерства образования и науки Самарской обл. по ЕГЭ за 2010 и 2009 гг., тенденцией стало ухудшение показателей экзамена по иностранным языкам. Немецкий язык в этом году сдавали 63 человека, средний балл -43,9. Тогда как в 2009 г. он составлял 66,9 балла. Максимальные 100 или даже больше 90 баллов не набрал никто, как и в прошлом году. Не смогли набрать минимальное количество баллов 11 человек вместо всего двух в прошлом году.

Более распространенный английский язык сдавали 828 человек, средний балл — 60,13, что тоже хуже, чем в 2009 г. Тогда в среднем самарским школьникам удалось набрать 66,9 балла. Но в этом году максимальные 100 баллов получил один человек. Всего в РФ таких двое. Свыше 90 баллов смогли получить 28 человек вместо 16 в прошлом году. Но число заваливших экзамен оказалось порядка 29 человек — вместо всего пяти в прошлом году. Аналогичная ситуация с французским. В Год Франции в России французский язык сдавал 21 человек, средний балл — 65,7 вместо 68,8 в 2009 г.

Показатели по истории в губернии также из года в год снижаются. Историю в нынешнем году сдавали 2,2 тыс. человек. Средний балл составил 51,1. Вместо 52,55 в 2009 г. Количество участников, получивших максимальный балл, составило 7 человек. Количество участников, получивших свыше 90 баллов, — 6. Вместо 1 и 16 соответственно в прошлом году.

Не обошло стороной снижение показателей и в точных науках. Обязательную для всех математику в 2009 г. сдавали 14,7 тыс. человек. Средний балл — 46,9 вместо 48,79 в прошлом году. Количество стобалльников, как и в 2009 г., — девять человек. Количество участников, не преодолевших границу минимального количества баллов, — 783 человека. В 2009 г. таких было 258.

Физику также сдали неудовлетворительно. Всего в этом году ее сдавали 4,2 тыс. учащихся. Средний балл оказался на уровне 51,8 вместо 52,65 очков в 2009 г. Количество участников, получивших максимальный балл, — 2 человека.

Вузы области ждут качественно подготовленных абитуриентов
Вузы области ждут качественно подготовленных абитуриентов

Хотя в прошлом году таких школьников было шесть. Количество участников, не набравших минимальное количество баллов, оказалось 165 человек, в 2009-м — 95.

Противоречивые тенденции

Согласно статистике министерства есть и хорошие результаты. Фундаментальный русский язык в нынешнем году сдавали 15 тыс. школьников. Средний балл составил 62,38 вместо 61,27 в 2009 г. Максимальные 100 баллов получил 51 ученик вместо пяти, как в прошлом году. Свыше 90 баллов в этом году набрали 126 человек, тогда как в 2009 г. таких было всего 17.

Литература также оказалась сдана лучше. По 698 сдававшим школьникам средний балл составил 61,4. Тогда как в 2009 г. — 60,11. Максимальное число баллов набрали 28 человек вместо пяти в прошлом году. Свыше 90 баллов получили 16 человек вместо 17 в 2009 г. Несмотря на хорошие показатели, выросло число проваливших экзамен. Так, не смогли набрать минимальное количество очков по русскому языку 268 человек. В 2009 г. их было всего 10. По литературе не справились 25 школьников вместо 10 в прошлом году.

Химию в 2010 г. сдавали более 1 тыс. школьников. Средний балл — 58,2 вместо 56,5 в прошлом году. Максимальные 100 баллов смогли получить 8 человек, а не всего один, как в 2009 г. Свыше 90 баллов удалось набрать 24 будущим абитуриентам вместо 7 в прошлогоднем тесте. Количество проваливших экзамен также меньше, чем в 2009 г. Всего 44 человека вместо 83 в прошлом году.

Биологию в этом году сдавали 1,7 тыс. школьников. Средний балл оказался выше, чем в 2009 г.: 59,3 вместо 56,9. Максимальные 100 баллов набрали два человека. Тогда как в 2009 г. никто не набрал больше 90 баллов. Количество справившихся с заданиями меньше, чем в 2009-м: всего 56 человек вместо 73. Информатику сдавали 820 человек, средний балл в этом году оказался на уровне 69,1. Тогда как в 2009 г. был на уровне 62,9 балла.

Максимальные 100 баллов в этом году набрал лишь один человек, свыше 90 баллов — 43 человека. Тогда как в 2009 г. таких было пять и 25 человек соответственно. Уменьшилось и число несдавших — в 2010 г. это 16 школьников вместо 34. На момент подготовки публикации на сайте министерства еще не были вывешены результаты ЕГЭ по обществознанию и географии.

Возьмут любых

До 30 июня все школьники получат аттестаты и свидетельства с результатами ЕГЭ. По данным совета ректоров Самарской обл., большинство учащихся будут поступать на специальности группы «экономика и управление». На 23 специальности этого направления высшего профессионального образования в 2009 г. пришлось 32,1 % общего приема в вузы и филиалы вузов Самарской обл.

Высокой является доля принятых на образовательные программы юридического профиля — более 9%. Учитывая низкие показатели по математике и физике, вузам придется выбирать из слабых абитуриентов лучших. Примечательно и то, что традиционно наименее популярные специальности естественно- научного и отдельные специальности гуманитарного профиля останутся таковыми и в этом году.

Хотя именно по гуманитарным наукам — биологии, химии, русскому, литературе — у самарских школьников результаты сравнительно высокие. А обеспечение приема на данные специальности в рамках государственного задания вузам на подготовку специалистов является проблемой российского масштаба.

Комментарии

Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, председатель совета ректоров вузов Самарской обл.

- Кроме выпускников школ текущего учебного года, в вузы поступают выпускники прошлых лет, лица, закончившие учреждения начального и среднего профессионального образования, а также лица, желающие обучаться по программам второго высшего образования. В силу сложившейся финансово-экономической ситуации данная категория абитуриентов также может существенно сократиться. Сокращение абитуриентской базы может иметь ощутимые негативные последствия на систему высшего профессионального образования. Существующая в настоящее время система сложилась в условиях постоянно растущего спроса населения на услуги высшего образования. Как уже отмечалось, наиболее востребованы населением специальности экономико-управленческого и юридического профиля. Данный спрос во многом удовлетворялся негосударственным сектором системы высшего профессионального образования. Существенное уменьшение количества абитуриентов может серьезно подорвать экономику образовательных учреждений негосударственного сектора и снизить общую учебную нагрузку в государственных учреждениях. Это в свою очередь может привести к проблеме занятости профессорско- преподавательского состава.

Елена ЯШИНА, директор Центра корпоративного развития ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

- Набор снизится не только из-за демографической ямы, но и из-за сокращения числа выпускных классов. В итоге число абитуриентов сокращается более чем в три раза. В этом смысле нам будет непросто набрать лучших, но мы хотим, чтобы к нам шли самые успешные дети. И в этом смысле СГЭУ придется конкурировать с Москвой. Директор Московского центра непрерывного математического образования, заведующий кафедрой математики Московского института открытого образования, один из разработчиков новой модели контрольных измерительных материалов (КИМ) по математике — Иван Ященко.