Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (331) | 21 июня 2010г.
 

Хорошо забытое старое

Новый спикер ТГД рискует оказаться под «колпаком» у отдельных депутатов

Михаил Куракин

16 июня прошло первое заседание Думы г.о. Тольятти (ТГД) под председательством вновь избранного спикера Алексея ЗВЕРЕВА (на фото справа). Многие уже успели провести параллель с первым председателем думы Александром ДРОБОТОВЫМ (на фото слева). Вот только в отличие от Дроботова Зверев, скорее всего, оказался лишен части полномочий, положенных ему по должности. В самое ближайшее время он рискует показать собственную слабость. В ТГД V созыва достаточно тех, кто может ею воспользоваться.

Тайному голосованию за нового спикера предшествовал ряд достаточно интересных моментов. Фракции «Декабрь» и КПРФ устроили показательную акцию, которая в итоге позволила оставить репутацию этих блоков относительно чистой. Перед самым голосованием появилась информация о том, что отдельных представителей ТГД устраивает период, в ходе которого и.о. председателя ТГД являлся бы Владимир Дуцев. Механизм якобы был достаточно прост: в рядах думской фракции ЕР должны были найтись несколько отказавшихся. Тем более что ряд едироноссов, по разным причинам, отсутствовали на заседании. Голосов для выбора спикера могло не хватить, а подобный демарш мог быть списан на оппозицию в лице коммунистов и «декабристов». В результате «декабристами» и членами КПРФ был выработан простой механизм. Смысл сводился к тому, что «декабристы» голосовали зелеными чернилами, а коммунисты — красными. Скорее всего, в преддверии голосования эта задумка стала известна отдельным единороссам. Поэтому даже если бы в рядах ЕР нашлись отказники, им крайне сложно было бы избежать последующих за этим партийных разборок.

Как оказалось позже, представителей оппозиции вполне устраивал Зверев. Причина достаточно проста: едва ли кто-то из представителей думского меньшинства мог бы претендовать на пост спикера. Между тем едва ли оппозицию устраивало нахождение в роли руководителя думы именно Дуцева. Можно сказать, депутаты предпочли из двух зол выбрать меньшее.

Между тем первое заседание под председательством Зверева дало повод для весьма неоднозначных выводов. Достаточно вспомнить, что, опасаясь отсутствия кворума, функции ведущего заседания неожиданно взял на себя руководитель аппарата ТГД Дмитрий Микель. Он фактически озвучил целый перечень технических вопросов, Звереву пришлось лишь нажать кнопку голосования.

«Функцию ведущего заседания я на себя не брал. Я взял на себя функцию озвучить вопросы. Просто, может быть, не совсем быстро смог сориентироваться Алексей Иванович. У меня эти вопросы подготовлены. И я лишь озвучил название вопросов, объяснил их суть и предлагал Алексею Ивановичу ставить эти вопросы на голосование. Все!» — отметил Дмитрий Микель в беседе с корреспондентом «Хронографа».

Также можно напомнить историю, как Алексей Зверев хотел поменяться с депутатом Артемом Гончаровым местами в комиссиях. До избрания спикером Зверев состоял в комиссии по социальным вопросам, Гончаров — по местному самоуправлению. Зверев вызвал Гончарова и предложил ему ротацию. Гончаров сообщил Звереву, что в комиссии по местному самоуправлению есть свободное место, поэтому необходимости в ротации нет. В этой ситуации странным выглядит тот факт, что Зверева не предупредили об этом в аппарате ТГД. С другой стороны, это же может косвенно свидетельствовать о том, что, будучи простым депутатом, Зверев не особо следил за жизнью ТГД.

Стоит вспомнить, что в ТГД IV созыва при помощи Микеля велась латентная работа в отношении прежнего спикера Александра Дроботова. Плавное усиление Микеля началось уже давно. 30 ноября 2005 г. на совете думы обсуждалась новая структура представительного органа, которая была предложена оппонентами спикера Дроботова. Суть предлагаемых изменений состояла в том, что основные подразделения думы должны были выводиться из подчинения председателя. На тот момент спикеру предрекали лишение целого ряда полномочий. Еще летом 2005 г., во время очередного отпуска Дроботова, его заместитель Владимир Дуцев успел в полной мере заявить о своих административных амбициях. Как тогда отмечал Дроботов, Дуцев издал целый пул распоряжений радикального характера. Одним из планируемых нововведений того периода стал перенос общественной приемной в подвал и заселение на это место депутата Александра Довгомели (см. «Хронограф» №43 (115) от 5.12.05).

Также в ходе этих изменений в структуре думы появилась еще одна должность под названием «начальник информационно- аналитического управления — заместитель руководителя аппарата». Естественно, занял ее Микель. 15 октября 2008 г. Микель занял должность руководителя аппарата ТГД. Тогда это назначение расценивалось как усиление позиций Дуцева, в чьей орбите всегда находился Микель, перед выборами ТГД V созыва (см. «Хронограф» №39 (254) от 20.10.08). Апогей противостояния так называемой «Группы ДД» (Дуцев и Довгомеля) и подконтрольных им думских единиц со спикером Дроботовым наметился в сентябре 2007 г. Тогда к решению этого вопроса подключились секретарь местного отделения ЕР Виталий Вильчик и спикер СГД Виктор Сазонов (см. «Хронограф» №32 (197) от 17.09.07).

Не стоит забывать и попытки группы тольяттинских депутатов снизить порог голосования для отзыва спикера. Эта процедура тоже прошла не без участия Микеля и Дуцева (см. «Хронограф» №39 (204) от 29.10.07).

Учитывая тот факт, что и Дуцев, и Довгомеля (группа ДД), и усилившийся Микель находятся в ТГД V созыва, можно ожидать попытки манипулирования и новым спикером в лице Зверева. Не исключено, что в этом вопросе к ним может примкнуть беспартийный Борислав Гринблат, сближение которого с «Группой ДД» в последнее время стало все заметнее.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЗВЕРЕВ, председатель ТГД

- Ну что такое — право подписи документов по хозяйственной деятельности? Купить ручки, карандаши, начислить зарплату. Какая там финансовая деятельность может быть в ТГД? Там всегда могут подписывать такие документы два человека. Право подписывать такие документы — у председателя и у руководителя аппарата. Когда-то и у Дуцева было такое право. 18 июня я окончательно подписал распоряжение, что подписывать такие бумаги буду я и Микель. У меня нет оснований ни опасаться кого-то, ни надеяться на кого-то. Будем работать. А опасаться потом будем.