Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (327) | 24 мая 2010г.
 

Соратники подвели

Суть обращения Тархова заставляет сомневаться в его компетентности

Егор Кошеров

В конце апреля вице-губернатор Самарской обл. Александр НЕФЕДОВ направил письмо на имя главы г. о. Самара Виктора ТАРХОВА. В письме говорится о необоснованности требований муниципалитета, который предложил 50% транспортного налога отчислять в бюджет города якобы для ремонта городских дорог. Письмо стало ответом на обращение Тархова, сделанное в середине апреля. Инициатива мэра более всего походит на попытку заработать очки в преддверии кампании по выборам главы города.

В апреле глава Самары Виктор Тархов выступил с обращением к правительству Самарской обл. Суть обращения заключается в предложении оставлять 50% транспортного налога в бюджете города. По странному стечению обстоятельств данная инициатива мэра Самары была предпринята после акции, которую в середине апреля у стен мэрии провели автомобилисты. У здания городской администрации 13 апреля припарковалось несколько десятков автомобилей, на которых были надписи «Тархов, отремонтируй дороги».

Эксперты «Хронографа» отмечают тот факт, что обращение в адрес областного правительства родилось после того, как в городе были вывешены баннеры с изображением спикера Самарской губернской думы (СГД) Виктора Сазонова (см. «Хронограф» №15 (324) от 26.04.10). Странным было и содержание баннеров. Надписи на них призывали Сазонова «вернуть деньги на дороги». При этом совершенно игнорировался тот факт, что спикер СГД не является распорядителем бюджета и никоим образом не может воздействовать на распределение собираемых налогов, которые отчисляются в федеральный бюджет. Наблюдатели сделали в тот момент предположение, что появление баннеров не что иное как работа предвыборного штаба главы Самары Виктора Тархова.

Ряд экспертов «Хронографа» расценивают обращение Тархова как инструмент пиара, не более того. Не исключено даже, что инициатором обращения был не столько сам глава города, сколько его соратники, которые под обращением предпочли не ставить свои подписи. Некомпетентность «автора» документа в таком случае может поставить крест на репутации главы города. Указанные обстоятельства наводят на мысль, что его просто подставили.

Неудачно выбрано время для этого хода. Ведь одновременно глава города уверял, что может сам решить проблемы с дорожным строительством. Как известно, некоторые дороги были переданы в ведение области еще в 2008 г., и в тот момент это не вызвало протестов со стороны городских властей. Кроме того, если добиваться перераспределения налогов, то это нужно было делать два года назад — до принятия бюджета 2009-2012 гг., а не развешивать по городу баннеры с призывами к спикеру. Идти на изменение бюджета именно сейчас — задача абсолютно неисполнимая. Любой муниципальный деятель это прекрасно понимает.

Судя по всему, дороги, отремонтированные за счет области, не входят в PR-интересы мэр
Судя по всему, дороги, отремонтированные за счет области, не входят в PR-интересы мэр

Между тем Виктор Тархов располагает достаточно мощным лобби в СГД в лице соратника по партии «Справедливая Россия» (СР) депутата Александра Колычева. Во время своего первого созыва Колычев возглавлял комитет по транспорту. Таким образом, самарским справедливороссам никто не мешал последовательно проводить в жизнь бюджетную политику в интересах города и в противовес политике областного правительства. Впрочем, одна попытка имела место.

21 сентября 2009 г. на заседании комитета по бюджету, налогам и инвестиционной политике СГД были заслушаны результаты проверки деятельности Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. Проверка проводилась рабочей группой, сформированной по поручению комитета. Неформальным инициатором этого процесса выступал именно Колычев.

В докладе подвергались критике работы по таким объектам, как автодороги «Шентала- Клявлино», «Кировский-Гражданский», «Самара- Ульяновск», «Самара- Бугуруслан», автодорога IV категории «Утевка- Максимовка» и т.п. О дорогах областного центра не было сказано ни слова. И этому вполне можно найти объяснение.

С 1995 г. Александр Колычев работал в должности генерального директора ОАО «Транспортное предприятие «Сокское». А в 2002 г. на общем собрании Самарской ассоциации автомобильных перевозчиков «Волгаавтотранс», объединяющей в своих рядах все пассажирские и большинство грузовых автоперевозчиков области, Колычев был избран председателем совета ассоциации.

В числе фирм, аффилированых компаниям, некогда возглавляемым Колычевым, есть карьероуправления, которые, вероятно, ранее выступали на рынке поставщиков материалов для дорожного строительства.

По мере замены ряда руководителей, в т.ч. в министерствах, аффилированные Колычеву компании, скорее всего, остались не удел. Эксперты «Хронографа» полагают, что у Колычева был свой резон бороться за рынок дорожного строительства. Однако не в городе, а на периферии области. Тем более что осенью 2009 г., ровно как и годом раньше, задача переизбрания главы Самары перед СР еще не стояла.

Последнее предположение вполне может объяснить пассивность самарского муниципалитета в отношении городских дорог. Любой политтехнолог подтвердит, что избирателю лучше предъявлять обострившиеся проблемы, а не достижения. Даже собственные. В данном случае проблема накоплена за несколько лет — дороги. Виновный главный конкурент — «Единая Россия». В качестве аргументации идут страдания населения Самары.

Никто из соратников, в т.ч. Александр Колычев, не разъяснили мэру сомнительность данного мероприятия. Колычев, как известно, является членом комитета по бюджету и налогам. Учитывая данное обстоятельство, он как никто другой должен знать, каким образом формируется бюджет из налоговых отчислений. А также то, что после принятия федерального бюджета в 2009 г. изменить его уже невозможно. Тем более письмом в адрес губернатора. Между тем Колычев, как известно, инициативу мэра поддержал.

На момент сдачи номера ни Александр Колычев, ни Виктор Тархов на официальные запросы «Хронографа» не ответили.

Комментарии

Александр НЕФЕДОВ, вице-губернатор Самарской обл. (из ответа на обращение главы г. о. Самара)

- На фоне Вашего заявления о недостаточности средств в местном бюджете на реализацию полномочий муниципалитета крайне вызывающим выглядит рост более чем в два раза размера бюджетных расходов на содержание городских чиновников за период с 2006 по 2009 гг. Сравнение с г.о. Тольятти показывает превышение расходов на содержание органов местного самоуправления в 2009 году в г.о. Самаре в расчете на одного жителя почти в полтора раза. Учитывая значительную величину несвойственных расходов, которыми обременен бюджет г.о. Самара, вызывает серьезные сомнения, что в случае установления норматива распределения транспортного налога эти средства будут направлены на финансирование строительства, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог.