Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (140) | 19 июня 2006г.
 

Плоды демпинга

Компьютерные фирмы отказываются от розницы

Татьяна Пишкова

До конца июня компания «СПАЙС ИТ» планирует свернуть розничную торговлю компьютерной техники. Руководство ООО «ИнфоЛада», приняв решение о закрытии своего розничного направления в начале 2006 г., уже прекратило работу собственных розничных магазинов. Аналогичные решения принимают и другие участники этого рынка. Наблюдатели считают, что это стало логичным результатом ценовой войны, продолжающейся уже несколько лет. Компании, вынужденные идти на закрытие розничных секторов своего бизнеса, спасает наличие другого бизнеса, становление которого зачастую происходило либо до начала торговли компьютерами, либо параллельно с ним.

До недавнего времени компьютерный рынок региона спокойно развивался без ценовых войн. Причиной такого спокойствия было то, что емкость рынка превосходила возможности компании по реализации своего товара. Примерно три года назад основные участники освоили свои территории. Потребность развития бизнеса сподвигла их к вхождению на новые территории, занятые другими компаниями. Наиболее агрессивным маркетинговым приемом в таких случаях является демпинг.

По мнению некоторых наблюдателей, инициатором ценовой войны стала самарская компьютерная компания «Прагма». Ее руководство сочло, что устоявшаяся наценка в 30% может быть снижена без ущерба для бизнеса. Они полагали, что это будет стимулировать рост объемов продаж. В начавшуюся ценовую войну были вынуждены ввязаться тольяттинские компании. Этот процесс привел к тому, что сегодня в Самарской обл. наценка на компьютерную технику снизилась до 5-10%. Это, пожалуй, самый низкий процент наценки в России. Между тем в абсолютных цифрах за это время самарский региональный розничный рынок компьютерной техники вырос существенно и, соответственно, привлек к себе внимание столичных игроков. Сложившаяся в регионе ситуация с наценкой на компьютерную технику тоже была больше фактором сдерживающим, нежели благоприятным.

Хотя крупным компаниям, обладающим существенным материальным и финансовым ресурсом, намного легче удержаться в этих непростых условиях.

Сегодня в Тольятти работают магазины двух московских розничных сетей компьютерной техники. Это розничная сеть «Поларис», открывшая свои первые магазины в Тольятти и Самаре осенью 2005 г., а также сеть «Позитроника», начавшая свою деятельность в Самарской обл. зимой 2006 г. Тем не менее эксперты утверждают, что москвичи смогут занять не более 10-15% регионального рынка, потеснив при этом местные компьютерные компании.

На этом фоне большую актуальность приобретает работа с корпоративными клиентами по крупным заказам. Если удается договориться о предоплате или о графике платежей, то фактически компания получает оборотные средства у заказчика. Такая переориентация во многих случаях ведет к изменению номенклатуры товара, т. к. приходится поставлять не только компьютеры, но и копировальную технику, устройства связи, выполнять работы по оборудованию офисов. Еще одним существенным фактором можно считать сезонные колебания компьютерного рынка. Все это ведет к пониманию актуальности переориентации бизнеса с розничных продаж на обслуживание корпоративных клиентов.

В этой связи ряд тольяттинских компаний предпочли свернуть свое розничное компьютерное направление, перенаправив свои силы и средства на другие направления. К таким решениям, например, уже пришли компании «ИнфоЛада» и «СПАЙС ИТ».

«СПАЙС ИТ» до конца июня планирует распродать всю имеющуюся на своих розничных точках технику. На прошлой неделе руководство компании разослало конкурирующим фирмам предложение приобрести оставшуюся у них технику.

В отличие от «ИнфоЛады», «СПАЙС ИТ» торговал на арендованных в торговых центрах площадях — в ТЦ «Парк Хаус» и «Русь на Волге». Что само по себе стоит недешево. По всей видимости, «СПАЙС ИТ» после этого сосредоточит свои усилия на строительстве корпоративных сетей, продаже и монтаже сетевого оборудования. То есть на другом виде своего бизнеса.

Руководство ИнфоЛады, скорее всего, имея офисы во всех районах города, в которых ранее осуществлялась розничная торговля компьютерной техникой, сочло более правильным стать ближе к абонентам фиксированной телефонной связи.

Комментарии

Александр ГАРАНИН, коммерческий директор ООО «ИнфоЛада»:

- Решение руководства ООО «ИнфоЛада» о закрытии магазинов розничной торговли компьютерной техникой обусловлено ужесточением конкуренции на данном рынке. С каждым годом московские розничные сети по торговле бытовой техникой увеличивают свои обороты и успешно развивают направление торговли компьютерной техникой в «коробочном варианте». Наблюдается некоторое насыщение компьютерного рынка вследствие не очень большого роста доходов населения. Все это заставляет компьютерные компании снижать торговую наценку. Поэтому мы сократили одну из частей своего бизнеса, которая перестала приносить доход.

Сейчас ИнфоЛада развивается как телекоммуникационный оператор, поставщик информационных систем и системный интегратор. Это традиционная телефония, широкополосные сети, сети передачи данных, IP-телефония. Нас знают и как создателей масштабных информационных сетей для крупных и средних предприятий.