Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (140) | 19 июня 2006г.
 

Тольяттинский английский

ТЮЗ показал российской столице британский спектакль

Анна Солоднева

14 июня в Театре юного зрителя прошла конференция, посвященная поездке ТЮЗа в Москву на Фестиваль современной британской драматургии, который проходил с 3 по 11 июня в центре им. Всеволода Мейерхольда. Наш департамент культуры сумел поддержать новаторов. В основном морально.

Приглашение на участие в фестивале театры из Тольятти получали и в прошлом году от руководителя проекта «Новой драмы». Но предложение принял единственный ТЮЗ и в этом году 5 июня выехал на гастроли в Москву со спектаклем «Брокенвилль», которому выпала честь представить наш город.

Спектакль по пьесе британского драматурга Филиппа Ридли «Брокенвилль» был поставлен в Тольятти 21 мая британским режиссером Лорном Кепбеллом совместно с театральным центром «Голосова, 20», Британским советом при посольстве Великобритании в г. Москве и фестивалем современной пьесы «Новая драма». «Брокенвилль» имел полный аншлаг — все четыре выхода спектакля на тольяттинской сцене.

На пресс-конференции, со слов президента фестиваля «Майские чтения» Владимира Дороганова, выяснилось, что «проект с 30 апреля по 3 мая был под большим вопросом. Участвовать в проекте было предложено и профессиональным, и любительским театрам, но мы столкнулись с неверием актеров. Отказались участвовать и оплачиваемые, и неоплачиваемые актеры. Никто не верил в осуществление задуманного. А получилось все наоборот. «Брокенвилль» вылился в событие для города, потому как зал, рассчитанный на 120 человек, вдруг вместил в себя 210 человек, не поместившийся народ автоматически «перебрасывался» на следующий показ. Это действительно говорит о том, что театральная ситуация в Тольятти находится на взрыве».

Конечно, не все было гладко. Впереди был первый выход тольяттинского театра на столичной сцене и первое участие в широкомасштабном проекте, учитывая то, что проект не был обеспечен бюджетным финансированием.

Поддержал департамент культуры Тольятти, выделив из внебюджетных средств деньги на осуществление проекта: 50 т. р. на постановку спектакля и 40 т. р. — на саму поездку в Москву. Такие вот крохи. Этих денег едва ли хватило на оплату работы британского режиссера.

В фестивале британской драматургии участвовали восемь театров: три британских театра (играли на английском языке), два российских театра, где спектакли ставили наши режиссеры, "Пятый театр" из Омска, "Красный факел" из Новосибирска и тольяттинский ТЮЗ. Со слов директора МУИ «ТЮЗ» Владимира Коренного (на фото), актерам было не просто приспособиться: и площадка увеличилась, и времени на подготовку было мало. И в московском зале нам не хватало детского восприятия, ведь наш спектакль рассчитан на подрастающее поколение, не хватало того общения и слияния со зрителем, которое мы получили в Тольятти.

Когда на пути возникают сложности, это дает дополнительный толчок в движении вперед. Этих сложностей у проекта было немало. Прежде всего новизна.

Как известно, новое всегда воспринимается тяжело и с неверием, но по прошествии времени, как это случилось с театральным центром «Голосова, 20», который сегодня собирает творческую молодежь и идет вперед семимильными шагами, создавая имидж города, начинаешь понимать и принимать ценность уже установившегося факта. Второе -первый опыт в работе с другими школами драматургии, в частности британской.

По словам куратора проекта и арт-директора фестиваля «Майские чтения» Вадима Леванова, «британская драматургия — это самая сильная драматургия на сегодняшний день в мире. Свидетельство тому -проведенный фестиваль в России. Те пьесы, которые были представлены на фестивале, и те пьесы, которые были поставлены британскими драматургами в России, — это высочайший класс драматургии».

Тольяттинский актерам удалось в некотором смысле перенять опыт режиссера Лорна Кепбелла, впитать в себя его методы подхода к работе, прочувствовать, представить и, наконец, воплотить «его игру» на сцене. Это было сложно, учитывая сформированный синтез игры профессиональных и непрофессиональных актеров на площадке и, конечно, языковой барьер — режиссер, естественно, изъяснялся на английском. От репетиции к репетиции общее вдохновение от игры, от желания сделать пьесу было достигнуто.

По мнению специалистов, театральная ситуация в Тольятти выходит из стандартных рамок и сегодня можно говорить, что в Тольятти есть центр драматургии.

Комментарии

Владимир КОЛОСОВ, директор департамента культуры мэрии городского округа Тольятти:

- Так или иначе, в наших умах остается некий традиционный формат театра. Но сегодня спектакль «Брокенвилль» показал, что есть несколько иные направления, где молодежь загорается идеей и куда идет с удовольствием. Это говорит о том, что новое театральное направление воспринимается. В городе должен появиться некий другой театр, не похожий на существующие сегодня. Мне было приятно увидеть наш театр на сцене театрального центра им. Мейерхольда. Я доволен, что такой проект состоялся, что имена наших драматургов, наших театралов звучат в Москве и о них говорят с восторгом. Это новое и интересное, которое нуждается в развитии и поддержке.