Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (323) | 19 апреля 2010г.
 

Поспекулируют на транспорте

Депутаты СГД вспомнили о транспортном законопроекте в преддверии выборов

Илья Казаков

8 апреля в ходе обсуждения проекта закона Самарской обл. «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирскими автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской обл.» был озвучен ряд замечаний от участников рынка. Самый острый вопрос, который призван решить новый закон, — это проведение конкурсов на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок. Рабочих мест могут лишиться тысячи работников компаний автоперевозчиков, а сами компании могут обанкротиться.

Действующий в настоящее время в Самарской обл. аналогичный законопроект от 9 июля 2002 г., по мнению депутатов Самарской губернской думы (СГД), устарел. И якобы требует внесения ряда изменений для приведения его в соответствие федеральному законодательству. Самый острый вопрос, который призван решить новый закон, — это проведение конкурсов на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок.

В результате регулирования этого пункта отношений рабочих мест могут лишиться тысячи работников компаний автоперевозчиков, а сами компании могут обанкротиться. В настоящее время целый ряд межмуниципальных маршрутов проходят по территории муниципальных образований, дублируя существующие муниципальные. Наиболее характерно это для гг. Самара и Тольятти, где сложившаяся ситуация приводит к избыточному количеству подвижного состава на одном и том же маршруте. Это в свою очередь вызывает соревновательную борьбу за пассажиров на маршруте. Из этого следуют системные нарушения ПДД со стороны водителей автобусов, заторам на остановках и местах отстоя. К этой ситуации привело фактическое отсутствие отношений между перевозчиком и заказчиком перевозок, которым является Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл.

Отношения между ними не урегулированы никаким законом или подзаконным актом. Между тем, основываясь на приказе Минтранса РФ от 8 января 1997 г., старейшие перевозчики региона разработали схемы маршрутов с указанием опасных участков. Согласовали с автовокзалами расписание движения автобусов. Утвердили в Минтрансе паспорта регулярных автобусных маршрутов. Перевозчики из года в год осуществляли «наработку» маршрутов. И по настоящее время все прежние паспорта маршрутов являются действующими. Схемы маршрутов, расписания движения автобусов у многих не изменились. Новых перевозчиков за последние пять лет на рынке пассажирских перевозок на междугородних внутриобластных маршрутах практически не появилось. А значит, необходимость в введении повторного заключения договоров отсутствует.

Тем не менее депутат СГД Александр Живайкин предложил в зависимости от вида маршрута обязать перевозчиков в срок до 1 января 2011 г. провести конкурсы на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок. Заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству Владимир Иванов предложил в срок до 1 января 2015 г. провести конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок на маршруты, перевозки по которым уже сегодня осуществляются частными компаниями. Директор ООО «Тольяттиавтотранс» Владимир Леванов добавил, что в проекте закона нет основания для признания конкурса на маршрут недействительным. В то же время руководитель УФАС Петр Торкановский напомнил, что перед началом проведения конкурсов необходимо установить отсутствующий в настоящее время в Самарской обл. порядок открытия новых автобусных маршрутов по инициативе перевозчиков.

Начало обсуждения законопроекта в СГД в преддверии выборов в органы местного самоуправления на территории Самарской обл. может стать своего рода полем для политических спекуляций. Межмуниципальные перевозки затрагивают как жителей крупных городских образований, так и самых небольших поселений, где в октябре 2010 г. также пройдут выборы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ЛЕВАНОВ, директор ООО «Тольяттиавтотранс»

- В настоящее время любые изменения в сложившихся отношениях в сфере пассажирских перевозок между заказчиком перевозок и перевозчиками, между перевозчиками и автовокзалами, между автовокзалами и пассажирами неизбежно приведут к нарушению прав тех или иных ее участников.

Петр ТОРКАНОВСКИЙ, руководитель УФАС по Самарской обл.

- Управление считает, что проведение конкурса на автобусные маршруты, самостоятельно разработанные перевозчиками, возможно только по истечении срока, необходимого для окупаемости инвестиций, вложенных в осуществление деятельности перевозчик. По нашему мнению, этот срок не может быть менее пяти лет.