Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (316) | 1 марта 2010г.
 

Безальтернативный лидер

Профком АВТОВАЗа поиграл в выборы Карагина

Сейдамет Абреков

27 февраля состоялась отчетно-выборная конференция профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ». На пятилетний срок был переизбран действующий председатель профкома Николай КАРАГИН (на фото). Примечательно, что выборы прошли на безальтернативной основе. Других кандидатов на эту должность не было. Такое единодушное доверие вазовцев Карагину на фоне снижения количества льгот для работников предприятия и заработной платы выглядит по меньшей мере странно.

27 февраля на отчетно-выборной конференции профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» выбирали нового председателя. Единственным кандидатом на должность был действующий председатель профкома АВТОВАЗа Николай Карагин. С учетом этого существовала лишь теоретическая возможность, что Карагин не мог быть выбран на новый срок. Такое могло произойти в случае, если против кандидатуры Николая Карагина проголосовало бы большинство. Однако этого не произошло. С учетом практики отбора делегатов на отчетно-выборные профсоюзные конференции, сложившейся на АВТОВАЗе, почти единогласное избрание Карагина было прогнозируемым, несмотря ни на какие кадровые и социальные потрясения. Тем более что в проект нового совета директоров АВТОВАЗа, который в июне будет предложен акционерам на утверждение, еще в январе был внесен именно Карагин. Основной акционер, наверное, знал, что члены профсоюзной организации окажут Карагину доверие. О нюансах профсоюзной деятельности на предприятии рассказал председатель альтернативного профсоюза ОАО «АВТОВАЗ» «Единство» Петр Золотарев. «Собрания в бригадах не проводятся, делегаты в свободной форме не избираются. Список делегатов подготавливается заранее. Выходит начальник и говорит: «Кто против?» Никто, потому что начальник говорит. Когда я работал на заводе, я опротестовывал такие назначения», -рассказал Петр Золотарев.

По словам заместителя директора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ», депутата Самарской губернской думы Александра Дроботова, на конференции было зарегистрировано около 690 делегатов. «За Николая Карагина проголосовало чуть более 600 человек. Еще около 30 воздержались, около 30 проголосовали против. Коллектив оценил работу профсоюза как удовлетворительную.

Конечно, были довольно резкие, острые выступления, в т. ч. и на тему отмены некоторых льгот в 2009 г.», — сообщил Александр Дроботов, которому удалось поприсутствовать на этой конференции.

Стоит напомнить, что в 2009 г. работники АВТОВАЗа лишились нескольких льгот, ранее записанных в коллективный договор. Петр Золотарев напомнил содержание протокола №18-С согласительной комиссии АВТОВАЗаот24июня2009г. «Приостановлено действие нескольких социальных льгот, установленных коллективным договором и локальными нормативными актами ОАО «АВТОВАЗ». По реализации автомобилей с рассрочкой платежей на два года по системе «50 на 50» льгота закрыта с 1 июля 2009 г.; по предоставлению льгот на питание работающим в трехсменном графике, но не работающим в третью смену, — с 1 июля 2009 г.; по предоставлению первой части безвозмездной жилищной субсидии — с 1 июля 2009 г.; по высокотехнологичному лечению — с 1 ноября 2009 г.; по выплате подъемных демобилизованным из рядов Российской армии — с 1 июля 2009 г.; по компенсации стоимости проезда на автозавод — с 1 августа 2009 г. Все остальное пока действует. Но, может быть, они еще что-то придумали», — поделился своими наблюдениями с корреспондентом «Хронографа» Петр Золотарев.

С учетом снижения количества льгот становится понятным, почему на отчетно-выборной конференции была лишь одна кандидатура. В ином случае Николай Карагин рисковал не победить в выборах. Тот же Петр Золотарев, будь он членом этого профсоюза, наверняка бы с удовольствием поучаствовал в выборном процессе, и не исключено, что смог бы выиграть.

Однако, как пояснил Петр Золотарев, его туда не приглашали. Хотя Александр Дроботов придерживается иного мнения по процедуре выборов Николая Карагина: «Все прошло очень демократично. Кроме того, сейчас менять кого-то сложно, да и не особо много желающих в такой сложный период взять на себя ответственность и все это дело возглавить».

Так или иначе, именно Николаю Карагину придется руководить работой профсоюза АВТОВАЗа при заключении нового коллективного договора уже в конце марта, а также отчитываться за деятельность возглавляемого им профсоюза. Не стоит исключать, что в новой редакции коллективного договора будет исключен еще ряд льгот для работников АВТОВАЗа. Если это произойдет, то влияние альтернативного профсоюза «Единство» на АВТОВАЗе только усилится.

Николай Карагин и представитель пресс-службы профсоюза Юлия Овчинникова оказались недоступны для комментариев. Их мобильные телефоны были либо отключены, либо не отвечали.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ДРОБОТОВ, заместитель директора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ», депутат Самарской губернской думы

- Зависимость наполняемости социальной программы от объемов сбыта автомобилей — это естественно, когда предприятие находится в сложных условиях. Большинство делегатов конференции адекватно воспринимали сложности, они прекрасно понимали, что нельзя настаивать на том полновесном социальном пакете, который был ранее.

Петр ЗОЛОТАРЕВ, председатель альтернативного профсоюза АВТОВАЗа «Единство»

- Закон сегодня предполагает наличие двух сторон переговоров: профсоюза, который обладает численностью 50% от общего числа работающих и работодателя. Трудовой коллектив сейчас решающего значения не имеет. Без нашего участия все эти коллективные переговоры работодателя с профсоюзом АСМ незаконны. Закон обязывает присутствие представителя от нашего профсоюза. Поэтому я пытаюсь опротестовывать такие решения.