Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (315) | 24 февраля 2010г.
 

Сергей Томкин:

У АВТОВАЗа нет определенности в отношении ТЕВИСа

Михаил Куракин

В первой декаде февраля в ОАО «ТЕВИС» должно было состояться заседание совета директоров, на котором планировалось рассмотреть итоги работы общества за 2009 г. Заседание не состоялось по техническим причинам. Тем не менее предварительные итоги работы предприятия коллективу хорошо известны. О ситуации на предприятии в 2009 г. и прогнозах на 2010 г. в беседе с корреспондентом «Хронографа» рассказал заместитель генерального директора ОАО «ТЕВИС» по развитию Сергей ТОМКИН.

- Сергей Николаевич, начало года — традиционное время для того, чтобы побеседовать об итогах работы предприятий в году ушедшем. Тем более что в условиях финансово- экономического кризиса достаточное количество компаний существенно снизило свою деловую активность. Какие основные моменты вы могли бы назвать в работе ОАО «ТЕВИС»?

- 2009 г. для ТЕВИСа, как и для многих, оказался достаточно сложным. Ожидания были не из самых приятных: все готовились к пессимистическим сценариям развития событий. Прежде всего мы опасались, что ОАО «АВТОВАЗ» может остановиться на неопределенное время, как следствие — резко упадет платежеспособность населения. По прогнозам, этот показатель должен был снизиться до 60%. В таком варианте у нас появлялся существенный риск: мы могли войти в осеннее- зимний период с неподготовленным персоналом и ненадежными инженерными сетями. При этом у ТЕВИСа была достаточно большая задолженность перед ОАО «ВоТГК», на лето минувшего года она составляла 600 млн р. Дебиторская задолженность ТЕВИСа достигала 865 млн р. Это июнь-июль 2009 г. — время, когда строились прогнозы на октябрь, когда мы должны были входить в отопительный сезон. Конечно, здесь была проведена очень большая работа и заводом, и городом, и нами. Консолидация усилий позволила сохранить платежеспособность населения. По итогам 2009 г. она составила 95,5%. Нам удалось свести свою задолженность перед ВоТГК на начало отопительного сезона до нуля, тем самым мы не создали прецедента для срыва начала отопительного сезона. Большая работа была проведена дирекцией маркетинга по проблеме покрытия кредиторской задолженности 2007-2008 гг. В результате город все-таки выполнил свои обязательства — спустя два года. Несмотря на пессимистические ожидания, в компании шла активная подготовка сетей и оборудования к осенне-зимнему сезону. В ходе ремонтной кампании мы заменили 12,5 км тепловых сетей, 2,5 км водопроводных сетей. Были отремонтированы все насосные станции, центральные тепловые пункты (ЦТП). С потребителями и абонентами была проведена большая работа в части наладки режимов инженерных сетей. На предприятии была разработана программа оптимизации затрат, которая поэтапно выполнялась. За счет оптимизации гидравлических режимов, работы с абонентами и с основным поставщиком — ТЭЦ ВАЗа затраты по электроэнергии для перекачки теплоносителя были снижены на 19 млн р. Подготовка к отопительному сезону в комплексе была завершена к середине октября. Все обязательства, которые мы брали перед городом и потребителями, выполнили. Свидетельствует об этом тот факт, что мы плавно вошли в отопительный сезон. И до сегодняшнего дня серьезных инцидентов у нас не происходило и очень надеюсь, что не произойдет.

- Какая работа была проведена специалистами ТЕВИСа по модернизации и ремонту оборудования?

- Одним из нововведений в компании является внедрение конкурсных торгов при выборе подрядчиков на все работы и закупки материалов. Эти мероприятия позволили в 2009 г. ТЕВИСу сэкономить 20,5 млн р. Вся экономия была направлена на ремонт инженерных сетей — т.е. на неотложные нужды. Также в минувшем году у нас завершилась исполнением муниципальная инвестиционная программа (ИП) 2007-2009 гг. Эта программа была рассчитана на достаточно большой объем мероприятий. Их стоимость должна была составить 733 млн р. Однако в связи с замораживанием строительства как наиболее пострадавшей от кризиса отрасли программа не была реализована даже на четверть.

Причиной этого послужил факт, что источником для выполнения инвестиционных обязательств является плата за подключение застройщика. По этой программе мы выполнили мероприятия всего лишь на 111 млн р. Все средства, которые мы получили по этой программе в 2009 г., были направлены в т.ч. на реконструкцию ПНС-1, которая снабжает теплом старую часть района. Нам удалось завершить первый этап модернизации. Также по ИП мы начали выполнять объемную работу по монтажу водопровода от района медгородок до мкрн Лесной. Была проведена большая подготовительная работа: закуплены все трубопроводы, оборудование и выполнена значительная часть монтажа. Полностью работу по прокладке водовода мы сможем закончить в первом квартале 2010 г. Это очень большая и нужная для города работа, потому как новые микрорайоны заселяются, дома вводятся в эксплуатацию, а сдерживающим фактором строительства является дефицит водоснабжения. Естественно, для того, чтобы этот дефицит покрыть, необходимы новые сетевые мощности, которые мы строим.

- Существует информация о том, что при прокладке буквально последних 250 м у ТЕВИСа возникли проблемы с рядом собственников объектов. Насколько она верна?

- Да, это так. Последний участок, к примеру, в районе ул. 40 лет Октября, который мы должны были проходить, пролегает через заправочную станцию. Ее собственник нам пока не согласовал эту трассу. Но департамент градостроительной деятельности нам в этом вопросе помогает. Скорее всего, вопрос будет решен уже на следующей неделе.

- Как ТЕВИСу удалось завершить 2009 г. по экономическим показателям?

- Т.к. ТЕВИС является предприятием, которое по антимонопольному законодательству подвержено государственному регулированию, нам утверждают тарифы на энергоресурсы, которые влияют и на доходную, и на затратную части. Мы реализовали за год тепловой энергии в объеме 4015,46 тыс. Гкал., хозпитьевой воды — 31,9 млн куб. м и приняли стоков в объеме 49,6 млн куб. м. Доходная часть компании при этом составила около 3,5 млрд р. Из этой суммы порядка 80% идет на оплату поставщикам энергоресурсов. В целом мы завершили 2009 г. с рентабельностью 5,4%, что и закладывалось в наших планах и в наших тарифах.

- Если говорить о прогнозах по развитию города, хватит ли мощностей, которые высвобождаются в связи с активным внедрением программ энергосбережения? Какие планы имеются у ТЕВИСа?

- Для развития не хватит. Что касается развития города и строительства новых объектов, то все эти программы сегодня заморожены. Основная причина — снижение деловой активности бизнеса. Заметнее всего эти процессы протекают на АВТОВАЗе и смежных предприятиях. Вторая причина — отсутствие резерва именно сетевых мощностей по развитию новых застроек. В ТЕВИСе разработана программа по развитию инженерных сетей Автозаводского р-на. Мы представили эту программу в Министерство регионального развития РФ. Эту большую работу инженерные службы ТЕВИСа провели в течение 2009 г. Также мы разработали новую ИП на 2010-2012 гг. Были вынуждены выбрать самый пессимистический вариант мероприятии по развитию инженерных сетей. Сметная стоимость программы составляет 94 млн р. Конечно, для того чтобы развивать город, эта сумма должна быть на порядок выше. Также представители ТЕВИСа входят в рабочую группу при правительстве Самарской обл. по разработке программы развития особой экономической зоны (ОЭЗ).

В январе 2010 г. была разработана программа энергоснабжения площадки ОЭЗ. Свои предложения в правительство представил и ТЕВИС. Сегодня в ТЕВИСе разрабатывается программа по ремонту инженерных сетей до 2015 г. Специалистами инженерных служб ТЕВИСа проведена большая работа по диагностике инженерных сетей, выявлены самые слабые участки, проранжированы по степени надежности и запланирована их замена в течение 5 лет. Когда мы разрабатывали пятилетнюю программу, за базу брался год ввода в работу трубопроводов, опыт эксплуатации, результаты диагностики сетей. С этого года мы начинаем практику вырезки участков трубопроводов для контрольного лабораторного анализа их состояния. У нас на сегодня складывается целостная картина о состоянии инженерных сетей района.

- Достаточно часто можно услышать информацию о том, что тарифы ТЕВИСа неоправданно высоки. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

- Для того чтобы качественно обеспечивать жителей энергоресурсами, необходимо поддерживать инженерные сети в рабочем состоянии. Средства для этих целей закладываются в тариф и должны составлять в его структуре большую часть. Существуют нормативы срока службы трубопроводов, по которым ежегодно должно меняться от общей протяженности сетей 4%. В тарифах на настоящее время утверждаются затраты на замену 1,5-2% от протяженности сетей. В итоге недофинансирование ремонтных работ по замене инженерных сетей растет с каждым годом как снежный ком. Количество изношенных сетей растет, надежность системы энергообеспечения падает. Если по тепловым сетям повреждаемость составляет 0,36 случаев на 1 км, что лучше общероссийского показателя 0,5, то по водопроводным сетям картина существенно хуже. Мы имеем 1,17 случай на 1 км водопроводных сетей при общероссийской статистике 0,7. Динамика порывов имеет крутую характеристику: 2007г. — 432 случая, 2009 г. — 535 случаев. При таком ухудшении состояния сетей нам городские власти на 2010 г. утвердили рост тарифов на воду и стоки — 2,9%, индексный рост по губернии составляет 18%. Существующая политика властей по поддержанию городской инфраструктуры не позволяет в перспективе гарантировать качественное энергообеспечение потребителей — жителей города.

Приведу для сравнения пример. В первой декаде февраля мы вместе с директором по маркетингу побывали на конференции в Российской ассоциации водоотведения и водоснабжения. Мы общались там и с научными работниками, и с коллегами из других городов. Вы правы в том, что местное сообщество часто пытается обвинять ТЕВИС в том, что у нас очень высокий тариф, например, на технологическое подключение. Так вот, докладываю. У нас тариф по подключению воды сегодня составляет 4 тыс. р. за 1 куб. м. В подмосковном Одинцово эта же процедура стоит 150 тыс. р. Разница ощутимая. Как следствие — инвестиционная программа по водоснабжению у них 6,5 млрд р. Это, конечно, вместе с головными сооружениями, но в сравнении с программой ТЕВИСа это действительно крупные инвестиции, влияющие на качество и энергобезопасность города. А теперь сами делайте вывод о неоправданно высоких тарифах ТЕВИСа.

Нельзя не отметить, что у нашего собственника в лице АВТОВАЗа до сегодняшнего дня нет определенности в отношении ТЕВИСа. Или продавать компанию как непрофильный бизнес для автопрома, или использовать при внутренней реорганизации всего промышленного комплекса как энергетический актив с рыночной ориентацией. Сегодня это один из системных факторов, который создает некую неопределенность, как следствие — напряженность в коллективе компании.