Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (315) | 24 февраля 2010г.
 

Министру виднее

Владелица дома пытается доказать, что он не памятник

Виктория Чайковская

15 февраля стало известно, что в судебных инстанциях продолжится разбирательство, участниками которого стали Министерство культуры Самарской обл. и прокуратура Самарской обл. В исходе дела заинтересованы структуры, возглавляемые министром культуры Самарской обл. Ольгой РЫБАКОВОЙ и прокурором Самарской обл. Юрием ДЕНИСОВЫМ. Камнем преткновения оказался частный дом в Сызрани. Эксперты полагают, что в ближайшее время точка в деле поставлена не будет.

В сентябре 2008 г. пенсионерка Галина Козлова, проживающая в Сызрани по ул. Ульяновской, 62, узнала из письма руководителя управления культуры, информации и рекламы администрации Сызрани (УКИР) Ольги Дидык, что ее дом является памятником историко-культурного наследия регионального значения (см. «Хронограф» №35 (299) от 19.10.09). В письме Дидык ссылалась на приказ Министерства культуры и молодежной политики Самарской обл. от 24 апреля 2007 г., которым якобы дом и был включен в соответствующий список. Далее Козловой разъяснялись обязанности по содержанию дома в соответствии с новым статусом. Кроме того, рекомендовалось оформить на него охранные обязательства.

Галина Козлова сочла это нарушением ее прав как владельца дома и решила добиваться исключения его из списка памятников. Козлова обращалась в разные инстанции: к главе Сызрани Виктору Хлыстову, в городскую прокуратуру, в УКИР, к заместителю главы администрации Сызрани по культуре, молодежной политике и спорту Владимиру Лисейчеву.

В 2009 г. пенсионерка обратилась в прокуратуру Самарской обл. Здесь ей пошли навстречу. 8 июля 2009 г. пришел ответ, подписанный начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства облпрокуратуры Данилой Левичевым. Из письма следовало, что вопреки требованиям нормативных документов в отношении дома не была проведена необходимая экспертиза. По словам Левичева, министерством был нарушен ряд требований закона. Принесенный прокуратурой протест с требованием исключить дом из списка выявленных объектов культурного наследия был отклонен.

По мнению Минкультуры, хозяйка дома не может судить о его ценности
По мнению Минкультуры, хозяйка дома не может судить о его ценности

Позже прокуратура обратилась в Самарский районный суд с иском в интересах Козловой. 14 января 2010 г. иск был рассмотрен и удовлетворен. В решении значилось: «Признать незаконным приказ Министерства культуры Самарской обл. в части включения жилого дома по адресу: г. Сызрань, ул. Ульяновская, 62, в государственный список объектов культурного наследия». Министерство с решением не согласилось. Как удалось выяснить редакции, 25 января 2010 г. главным консультантом управления правового- кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия министерства Андреем Кондрашовым была подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда. Копия ее была направлена и Галине Козловой. В жалобе Кондрашовым было отмечено, что спорный жилой дом относится к «вновь выявленным объектам историко- культурного наследия». Из документа следует, что выявлен в таком качестве дом был в ноябре 2002 г. по итогам работы соответствующей комиссии. В результате проведения специалистами экспертизы в период с ноября 2002 г. по февраль 2003 г. дом был включен в список вновь выявленных объектов, а позже — в государственный список объектов культурного наследия регионального значения. По поводу отсутствия охранных документов на спорное здание Кондрашов указал на «отсутствие в Самарской обл. действующей системы паспортизации объектов культурного наследия». Кроме того, им был отмечен ряд необоснованных, по мнению Министерства культуры, моментов. Так, Кондрашов отрицал заявление пенсионерки о том, что «первоначальный вид здания существенно видоизменился». В жалобе отмечено: «Ни суд, ни Козлова, ни заявитель — прокурор Самарской обл. не обладают ни специальными познаниями, ни полномочиями для определения утраты культурной ценности объектом».

Кондрашов выразил сомнение и в действительности наличия права собственности Козловой на дом. Помимо этого, сослался на пропуск прокуратурой Самарской обл. срока исковой давности для обращения в суд. Кондрашов отметил, что защита прав и свобод Козловой прокуратурой также является нарушением, пенсионерка должна была действовать самостоятельно, «поскольку является дееспособной». Прокуратура Самарской обл., как следует из текста жалобы Кондрашова, в данном случае не имела права выступать в защиту интересов Козловой. Кассационную жалобу планируется рассмотреть судебной коллегией 1 марта 2010 г. По словам самой пенсионерки, сдаваться она не собирается.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Светлана ПРЯНИКОВА, заместитель министра культуры Самарской обл.

- На решение Самарского районного суда, вынесенное по заявлению прокурора Самарской обл., поданного в интересах Козловой Г.Н., Министерством культуры подана кассационная жалоба. Ее рассмотрение назначено на 1 марта 2010 г.