Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (315) | 24 февраля 2010г.
 

Депутаты хотят вмешаться

Мэрия Самары усложняет торги под предлогом экономии

Иван Григорьев

16 февраля на заседании комитета по бюджету и налогам Думы г.о. Самара (ДГОС) была представлена информация о размещении заказа для муниципальных нужд в 2009 г. Общий размер экономии по 1967 лотам составил 293,8 млн р., или 6% от начальной стоимости контрактов. Однако ее значения по заказам отдельных распорядителей в абсолютных величинах исчисляются десятками миллионов рублей, что в очередной раз свидетельствует о возможном завышении организаторами стартовых цен, а также демпинге со стороны недобросовестных подрядчиков.

16 февраля руководитель департамента финансов мэрии Дмитрий Войнич рассказал об итогах проведения торгов в 2009 г. В 945 процедурах размещения муниципальных заказов было разыграно 1967 лотов между 4883 участниками. Общая начальная цена контрактов составила 4,771 млрд р. После размещения она снизилась до 4,477 млрд р. Экономия средств оказалась чуть больше 6% от стартовой стоимости лотов — 293,7 млн р.

Интерес депутатов привлекло распределение экономии между муниципальными заказчиками. В лидеры по бережливости вышел департамент городского хозяйства и экологии -из 1,367 млрд р. бюджетных денег, предназначенных его подрядчикам, 85,66 млн р. (или 29% от общей экономии) осталось на руках распорядителя. Отличился и департамент образования — из 473,6 млн р. им выторговано 46,5 млн р. (примерно 16% от общей экономии). Экономия в 1% от 1,756 млрд р., находившихся в распоряжении департамента строительства и архитектуры, составила около 5% от общей экономии, или 14,27 млн р. Не преминула сэкономить 18% из отведенных для своих нужд средств даже администрация Самары — приблизительно 8,55 млн р. из 47,4 млн р., запланированных на торги, будет потрачено по усмотрению чиновников.

Сэкономленные деньги чиновники могут тратить по своему усмотрению
Сэкономленные деньги чиновники могут тратить по своему усмотрению

Добавим, что именно право подразделений мэрии перераспределять сэкономленные средства независимо от депутатов вызвало волнения среди членов комитета по бюджету и налогам. «Нам бы хотелось выработать какую-то методику влияния на перераспределение этих денег, оформить, согласовать и внедрить ее в бюджетный процесс», — заявил его председатель Михаил Куцев. — Наши избиратели желают, чтобы все было открыто, прозрачно и доступно».

Пока депутаты думают, как подобраться к дележу вторичной муниципальной экономии, Дмитрий Войнич пытается бороться с ней ужесточением условий получения заказов, что должно привести к удалению от торгов недобросовестных подрядчиков. Одновременно в департаменте финансов установили программный комплекс, позволяющий контролировать «необоснованные» стартовые цены. Проблема в том, что усилия организаторов могут еще больше ухудшить распространенную ситуацию с наличием единственного участника конкурса или аукциона, который признается победителем при отсутствии других заявок.

Чаще всего между распорядителем средств и такими победителями существуют аффилированные связи, позволяющие последним раз за разом подписывать контракты по стартовой цене. Качество работ, товаров или услуг, выполняемых для заказчика, при этом может оставаться неудовлетворительным, как и в случае с демпингом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий ВОЙНИЧ, руководитель департамента финансов администрации Самары

- Чрезмерной экономии от торгов в 2010 г. мы не ожидаем, т.к. ее появление обычно происходит в двух случаях. Первый — это завышенная стартовая цена, а второй — демпинг и действия недобросовестных подрядчиков. Искоренить или ликвидировать эти явления — задача немного глобального плана, но мы все равно стараемся несколько уменьшить отрицательный эффект от них. По некоторым вопросам мы устанавливаем предельные цены, чтобы наши заказчики не ошиблись с формированием стартовой цены. Для того чтобы так работать, мы закупили специальный программный комплекс, позволяющий нам контролировать стартовую цену и не давать ей быть необоснованной. Для избежания демпинга мы усложнили условия получения заказов, т.е. убрали авансы там, где есть риски потери бюджетных средств, увеличили задатки, усилили вопросы обеспечения исполнения обязательств по контракту. Эти меры должны сделать торги непривлекательными для недобросовестных подрядчиков. Утверждать, что они помогут на 100%, неправильно, но вероятность применения хитрости для экономии все-таки уменьшится.