Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (304) | 23 ноября 2009г.
 

Гладко было на бумаге

Мэрия Самары не может противостоять самозахватчикам земли

Иван Григорьев

С момента принятия положения «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории г. о. Самара» прошел год. Подписано оно было мэром Виктором ТАРХОВЫМ 20 октября 2008 г. Однако его исполнение до сих пор не сдвинулось с места. В тексте положения отсутствуют конкретные сроки и лица, ответственные за вынос объектов, установленных без оформления правоустанавливающих документов.

Положение, описывающее порядок демонтажа и выноса самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка, было разработано первым заместителем мэра Самары Сергеем Арсентьевым и подписано мэром Виктором Тарховым 20 октября 2008 г. Оно регламентирует действия мэрии и администраций районов Самары по ликвидации торговых точек, гаражей и прочих сооружений, незаконно расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Интересны формулировки, которые Арсентьев использует для указания ответственных лиц и описания производимых ими действий. Например, распоряжения по демонтажу и выносу самовольно установленных объектов должны подписываться главами районных администраций Самары. При этом не поясняется, кто предоставляет главам информацию об отсутствии правоустанавливающих документов на тот или иной объект и кто контролирует решение по их перевозу на штрафную площадку.

Уведомление владельца объекта о предстоящем выносе и освобождении занимаемого им земельного участка положением предусмотрено проводить путем расклейки или нанесения краской соответствующих объявлений на поверхность объекта. При этом не принимается во внимание возможность срыва или затирания объявления в целях банального затягивания времени.

Если в течение месяца с даты принятия мер по уведомлению владельца объекта тот добровольно не демонтирует сооружение или же не оформит занимаемую им землю в законном порядке, создается комиссия.

Один из киосков — старожилов Самары
Один из киосков — старожилов Самары

В ее состав помимо представителей администрации района входят сотрудники департамента потребительского рынка и услуг, РУВД и специализированной организации, осуществляющей после вскрытия демонтаж и перенос объекта на штрафную площадку. Финансирование этих мероприятий производится из средств городского бюджета.

Подобные меры за год с лишним должны были отбить у предпринимателей охоту нелегально размещать объекты потребительского рынка. Однако на улицах Самары наблюдается прямо противоположная картина. Торговые точки, реализующие сигареты и алкоголь, холодильное оборудование рядом с ними, наспех сколоченные гаражи, шлагбаумы и ночные парковки, переживают настоящий бум.

Заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг мэрии Самары Олег Алешинский рассказал корреспонденту «Хронографа», что в данный момент лишь прорабатывается «методология» сноса несанкционированных объектов: «В итоге в суд ушли материалы всего по 16-ти из них, решение о демонтаже было принято в отношении 13-ти». Ликвидация объектов, по мнению чиновника, наберет ход только при наличии специализированных организаций, эвакуирующих павильоны на заблаговременно подготовленные штрафные стоянки. На эти цели в бюджете 2010 г. предусмотрено 16 млн. р., но эта сумма почему-то адресована не департаменту потребительского рынка, а департаменту городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ). Из слов Алешинского следует, что непременным условием исполнения положения о демонтаже является выбор эвакуаторов и владельцев штрафных площадок на конкурсной основе. Исполнители до сих пор не подобраны якобы из-за отсутствия финансирования программы.

В управлении организации дорожного движения (УОДД) ДГХиЭ корреспонденту «Хронографа» ответили, что занимаются только эвакуацией автотранспорта. «Вероятно, глава департамента негласно поручил заниматься вопросом выноса нелегальных объектов потребительского рынка и, соответственно, разрабатывать механизм освоения этих 16 млн. какому-нибудь другому управлению», — пояснил собеседник в УОДД. В целом же, по мнению экспертов, демонтаж объектов скорее относится к компетенции департамента потребительского рынка. Однако пока департаменты делят полномочия, ситуация остается в подвешенном состоянии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Андрей НЕГРЯ, заместитель руководителя департамента управления имуществом

- Разрыв в распорядителях земли на территории г. о. Самара не позволяет департаменту управления имуществом, департаменту потребительского рынка и департаменту по строительству и архитектуре чувствовать себя полноправными собственниками участков под объектами, т. е. прийти и сказать: это моя земля. Отсюда дилемма: или вы это сами забираете, или предоставляете право вывоза нам, а позже платите за то, что ваше добро эвакуировали и вернули вам в целости и сохранности. Этот момент является ключевым в решении проблемы.

Олег КАЗАЧЕК, юрист

- Выходит, что деньги собираются регулярно, а доведение до логического конца здравой инициативы все время откладывается. Ответственные за исполнение конкретного решения неизвестны, поэтому чиновники сразу становятся неуполномоченными, или некомпетентными, или незаинтересованными. Работают личные договоренности, выгода от которых все время пролетает мимо бюджета. В итоге имеем то, что имеем — определенной долей городской земли пользуются по принципу самозахвата.