Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (303) | 16 ноября 2009г.
 

Из супермаркета в дискаунтер

Посетители продуктовых магазинов изменили свои предпочтения

Светлана Короткова

В последнее время в Самарском регионе для привлечения покупателей в продуктовые сети увеличилось число рекламных акций. Однако и они не всегда бывают эффективны. С наступлением кризиса покупатель стал экономнее, предпочитая более дешевые группы товаров. В какой-то степени это объясняет факт перераспределения покупательского потока из супермаркетов в магазины форматов дискаунтер и гипермаркет.

Без исключения все участники рынка продуктового ритейла почувствовали на себе приход экономического кризиса. С ним появились существенные изменения. Пожалуй, самым показательным является перераспределение покупательского потока. Вот что по этому поводу сказал директор средневолжского филиала Х5 Retail Group Владимир Рыжков: «Предпочтения покупателя изменились в сторону дискаунтеров. Сейчас наша «Пятерочка+» прилично преобладает по покупательскому трафику. Объясняется все очень просто. Дискаунтер — это магазин низких цен. Тем более что ввиду кризиса покупатель там, где товар можно приобрести дешевле. Гипермаркеты остались на уровне прошлого года. Что касается супермаркетов, то здесь наблюдается отток покупателей в сторону дискаунтеров. По сути, произошло перераспределение покупательских потоков». Отметим, что в классических дискаунтерах цены в среднем должны быть на 15-20% ниже, чем в супермаркетах.

Управляющая магазином «Матрица» ООО «Универсал-Трейдинг» Ирина Куприянова с Рыжковым не согласна. «Я думаю, что покупатель не перешел из магазина одного формата в другой. Мнение о том, что покупатель в кризис стал ходить вместо супермаркета в дискаунтер, не совсем верное. У нас магазин формата супермаркет. Количество покупателей не изменилось. Даже наоборот — увеличилось. Все зависит от ассортимента продукции и ее цены. Безусловно, кризис сказывается на всех. Люди становятся более внимательными к ценам, выбирая в магазине что подешевле», — отметила Куприянова. Примечательно и то, что, по оценкам наблюдателей, в Тольятти существенная часть покупателей ушла на городские ярмарки выходного дня.

В кризис дискаунтеры оказались в более выгодном положении
В кризис дискаунтеры оказались в более выгодном положении

Между тем, как полагают эксперты «Хронографа», в сфере потребительского рынка практически ничего не изменилось в работе супермаркетов класса премиум. В них, как известно, цена существенно выше, чем в остальных магазинах, а вместе с этим ассортимент товара шире. В Тольятти такой формат представлен в ТРК «Вега» магазином «Миндаль». Эксперты полагают, что здесь имеется свой покупатель с достатком выше среднего, который в любое время особо не экономит и уж точно не пойдет в дискаунтер.

Стоит отметить, что сегодня у большинства представителей розничной торговли изменился средний чек, а вместе с ним и выручка. Претерпел изменения и ассортимент потребляемой продукции. В беседе с корреспондентом «Хронографа» директор ООО «Елисейский-Магазины» Лариса Петрова сообщила следующее: «Выручка упала. Однако думаю, что это коснулось всех участников рынка. Между тем проходимость не изменилась, наш покупатель остался. Уменьшился средний чек. Ранее покупали более дорогие группы товаров, различные деликатесы. Сейчас же больше товары повседневного спроса. Предпочтения, конечно, отдаются сегодня более дешевой группе. Всплеск выручки происходит, когда люди получают зарплату. Мы это здорово ощущаем».

Как ни странно, в кризис не исчез спрос на полуфабрикаты. Хотя было бы куда логичнее приобрести все необходимое и приготовить в домашних условиях, существенно экономя семейный бюджет. Видимо, у покупателей все же не так много свободного времени для этого.

Логично, что в кризис операторы рынка более предрасположены к работе по оптимизации расходов. Одним из таких мероприятий, например, могло бы стать сокращение времени работы магазинов.

Подобная тенденция наблюдалась в компании ООО «Агроторг-Самара», владеющего сетью «Пятерочка». Ее генеральный директор Кирилл Захаров рассказал: «У нас есть магазины круглосуточные, а также с увеличенным рабочим днем до 11 вечера.

Что касается первого, то в кризис их количество мы сократили примерно на 35%». Однако в некоторых сетях режим работы остается тем же.

Пожалуй, активнее представители продуктового ритейла начали использовать различные маркетинговые ходы. Количество рекламных акций для привлечения покупателей в регионе растет с каждым днем. Однако и они не всегда бывают эффективными.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Кирилл ЗАХАРОВ, генеральный директор ООО «Агроторг-Самара»

- Покупатель явно сегодня делает выбор в сторону гипермаркетов и дискаунтеров. Деликатесы покупают, но ориентируются на самую дешевую номенклатуру. Что касается среднего чека, то буквально на этой неделе я заметил значительный рост. Возможно, это связано с какими-то дополнительными выплатами в бюджетных организациях, на заводах и т.д.

Лариса ПЕТРОВА, директор ООО «Елисейский-Магазины»

- Сейчас достаточно много стало рекламных акций в сетях. Мы в этом смысле не стали исключением. Однако отмечу, что ранее можно было рассчитывать на то, что, придя именно за определенным товаром по сниженной цене, покупатель будет приобретать что-то попутно. Сейчас же такой тенденции нет. Покупатель стал экономить.

Ирина КУПРИЯНОВА, управляющая магазином «Матрица» ООО «Универсал-Трейдинг»

- По сравнению с прошлым годом средний чек в нашем магазине вырос. Связано это с расширением ассортимента. Учитывая то, что точка находится рядом с проезжей частью, у нас бывает достаточно много покупателей. Тем более что круглосуточных магазинов в городе не так и много. Зачастую к нам едут из других районов.