Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (303) | 16 ноября 2009г.
 

Пугающий прогноз

Мэрия Тольятти готовит общественность к серьезному повышению тарифов

Сейдамет Абреков

11 ноября депутаты Тольяттинской городской думы (ТГД) подвергли критике прогноз социально-экономического развития Тольятти на 2010-2012 гг. Он был подготовлен мэрией Тольятти. Некоторые параметры этого прогноза и примененные технологии подачи информации позволяют сделать вывод о том, что мэрия Тольятти во главе с Анатолием ПУШКОВЫМ (на фото) готовит общественное мнение к существенному повышению тарифов. Прогноз был принят депутатами ТГД к сведению.

Подготовкой прогноза развития Тольятти занимался департамент экономического развития во главе с Денисом Жидковым. По мнению ведомства Жидкова, инфляция в 2010 г. составит 10%, в 2011 г. -8%, в 2012 г — 7%. Схожее повышение ожидается для потребительских цен. Рост их среднегодового индекса в 2010 г. прогнозируется на уровне 10,5%, в 2011г.- на 8,5%, в 2012 г.- на 7,5%. Такие показатели можно считать естественными для нашей страны. Причем прогнозы роста тарифов естественных монополий и услуг ЖКХ в основной массе превышают прогнозный уровень инфляции. «В 2010-2012 гг. рост регулируемых оптовых цен на газ предполагается в размере 15% ежегодно для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения в 2010 и 2011 гг. планируется проводить повышение оптовых цен на газ два раза в год — на 5% с 1 января, на 15% с 1 апреля», — сообщила мэрия Тольятти в лице Дениса Жидкова.

Схожую картину можно увидеть и в прогнозе роста тарифов на электроэнергию. Причем рост объяснялся не только повышением цен на топливо, но и либерализацией рынка электрической энергии, а также выпадающими доходами энергоснабжающих организаций. При этом, видимо, специалисты департамента экономического развития забыли, что либерализация рынка электроэнергии направлена на то, чтобы за счет конкуренции среди поставщиков снижать конечную стоимость для потребителей.

Неадекватными выглядят прогнозы тарифов на тепловую энергию. «При установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7) планируется дальнейшее снижение перекрестного субсидирования между потребителями с коллекторов станций и из тепловой сети. В соответствии с графиком ликвидации перекрестного субсидирования в 2010 г. сокращение должно составить 30% и окончательно ликвидировано к 2012 г.», -сообщил Денис Жидков.

Удивляет, что именно сейчас департамент, возглавляемый Жидковым, вдруг вспомнил о теме якобы имеющегося перекрестного субсидирования. Еще в начале двухтысячных годов данная проблема была решена. Поэтому подобные, ничем не подкрепленные заявления, по меньшей мере можно считать безответственными. «В среднем прирост тарифов на тепловую энергию организаций коммунального комплекса для всех групп потребителей Самарской обл. в 2010 г. планируется от 13,1 до 16,9%. Для бюджетных потребителей средний тариф увеличится от 14% до 18,9%. Из них для бюджетных потребителей ЗАО «ПТС» (г. о. Самара) — на 34%, ООО «Энергонефть Самара» — на 27%. Опережающий темп роста тарифа для бюджетных потребителей обусловлен необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования», — проинформировал Денис Жидков. По меньшей мере странным выглядит упоминание роста тарифов для потребителей, проживающих в Самаре. Создается впечатление, что, говоря о росте тарифов в другом городе на 27 или 34%, мэрия Тольятти пытается найти обоснование повышению тарифов для тольяттинцев на самые различные виды услуг.

Между тем на официальном сайте управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике (УГРКЭ) Самарской обл. уже достаточно давно вывешена информация: «В связи с проведением очередного регулирования тарифов на тепловую энергию на 2010 г. УГРКЭ по Самарской обл. доводит до Вашего сведения, что в соответствии с приказом ФСТ России от 29 сентября 2009 г. № 228-э/З предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Самарской обл. на 2010 г. составляет 113%. Инвестиционной составляющей в тарифах на 2010 г. управлением не предусмотрено». Стоит предположить, что в департаменте экономического развития мэрии Тольятти об этом не знали.

Важно отметить, что утверждением тарифов на газ, электро- и тепловую энергию занимаются соответствующие органы субъекта федерации. Зато мэрия вправе устанавливать тарифы на водоснабжение и водоотведение. Примечательно, что этой теме в прогнозе было уделено всего одно предложение. «Рост тарифов поставщиков с учетом надбавок на услуги по водоснабжению, во до-отведению и очистке сточных вод в среднем по Тольятти на 2010 г. прогнозируется в размере 3 %, в последующие годы — на уровне инфляции», -сообщил Денис Жидков. При этом специалисты мэрии Тольятти позволили себе такой вывод: «Основная задача тарифной политики в 2010-2012 гг. состоит в ограничении темпов роста тарифов субъектов естественных монополий, устанавливаемых федеральными и региональными органами власти». Становится непонятным, каким образом мэрия Тольятти собирается ограничивать рост этих тарифов. Напрашивается вывод о том, что основная цель этой части прогноза — подготовить общественное мнение к глобальному повышению других тарифов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей КОЛМЫКОВ, председатель постоянной комиссии по бюджету и экономической политике ТГД

- Нам объяснили, что прогнозные цифры основываются на методике расчета. Методика расчета спущена им сверху.

- Вас не смутили прогнозы тарифов на услуги ЖКХ?

- Они не то чтобы смутили, они удивили. Это если мягко говорить. Все-таки хотели видеть прогноз, который отражает реальное положение дел.