Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Город чиновников

В период кризиса мэрия Самары оказалась в более выгодном положении

Павел Соколов

В период кризиса бюджет Самары оказался более устойчив к неблагоприятным внешним факторам, чем Тольятти. Как ни странно, но заслуги чиновников самарской мэрии в этом никакой нет. Совершенно ни при чем здесь и избитый тезис о том, что в отличие от Тольятти Самара имеет более диверсифицированную экономику. В реальности все куда проще. В Самаре, как ни в одном другом населенном пункте региона, очень высока концентрация госслужащих. В условиях кризиса им не снижали уровень оплаты труда и не подвергали сокращениям.

Материалы, изложенные в отчете Самарастата о социально- экономическом положении Самарской обл. за 2008 г., позволяют сделать весьма оригинальные выводы об особенностях структуры занятости населения Самары.

В Самаре как в административном центре региона сосредоточено большое количество госорганизаций. По данным Самарастата, всего в Самарской обл. функционирует 1757 организаций, выполняющих функции госуправления. Из них наибольшее количество находится в Самаре — 346. На втором месте Тольятти — 104. Во всех остальных муниципальных образованиях Самарской обл. их количество колеблется от 20 до 56. В основном это структурные подразделения в виде территориальных отделов различных федеральных служб, агентств, органов правопорядка, юстиции и МЧС. По количеству работающих в них людей эти территориальные отделы не столь многочисленны, как, например, их региональные управления, находящиеся в Самаре.

Взять, к примеру, управление Ростехнадзора по Самарской обл. Оно занимает отдельное трехэтажное здание. Аналогичная картина наблюдается и с управлениями Роспотребнадзора, Роснедвижимости, Росимущества, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Россвязьохранкультуры и т.д. Причем в связке с каждым из них в Самаре функционирует целая вереница федеральных учреждений и предприятий. Мало где численность персонала находится в пределах 50 человек. Есть и такие, в которых штатная численность не меньше, чем на крупном заводе. Так, например, в ГУВД по Самарской обл. и УВД по Самаре работает более 10 тыс. человек. Немало служит людей и в других силовых ведомствах. Соответственно общая численность людей в погонах в Самаре может достигать 20 тыс. человек.

В мэрии Самары насчитывается около 3,5 тыс. сотрудников. Примерно столько же работает в структурах правительства Самарской обл. Стоит добавить сюда персонал городской и областной думы, и получится еще почти 10 тыс. человек.

Если же говорить об организациях бюджетной сферы, то по линии системы образования в Самарской обл. насчитывается 3023 образовательных учреждения. Причем 1178 из них расположены в Самаре, в то время как в Тольятти таковых только 593. Учреждений здравоохранения в целом по области 1907. Из них в Самаре — 917, в Тольятти — 457. Если же говорить о форме собственности организаций, то Самара опять лидирует как по количеству организаций с федеральной формой собственности (575 организаций из И 77 в целом по области), так и по количеству организаций, находящихся в собственности субъекта федерации (317 из 763). Количество муниципальных предприятий в Самаре превышает тольяттинский уровень почти в два раза — 906 против 454.

Путем несложных арифметических подсчетов можно получить примерный уровень количества людей, получающих зарплату из бюджетных источников. Это около 250 тыс. человек. Исходя из того что в Самаре, по данным Самарастата за 2007 г., проживает 729 тыс. человек трудоспособного возраста, доля бюджетников составляет примерно 34%. Эта доля значительно выше, чем доля работников АВТОВАЗа (21%) от общего количества трудоспособного населения в Тольятти.

При этом с момента начала активной фазы экономического кризиса уровень зарплат бюджетников не снижался, а, напротив, индексировался. Численность персонала в бюджетных организациях, в отличие от коммерческих структур, не была подвержена снижению. Следовательно, отчисления от НДФЛ в бюджет Самары по этой группе лиц не только сохранили стабильность, но имеют тенденцию к росту в будущем году.

Бюджет Самары формируется более чем наполовину из отчислений с НДФЛ. На этом фоне можно сделать вывод, что руководству мэрии Самары просто повезло. В этой связи давать оценку деятельности мэрии Самары в сравнении с мэрией Тольятти лишь по уровню наполняемости бюджета в нынешних условиях было бы не совсем корректно. Хотя у мэрии Самары в отличие от Тольятти нет такого рычага, как продажа земельных участков. Этот вопрос находится в ведении правительства области.

Обращая внимание на список крупнейших компаний Самары, следует отметить одну важную особенность. Первые шесть строчек занимают региональные и межрегиональные организации, у которых в Самаре имеются центральные офисы. Сам же бизнес этих компаний организован как на территории всей Самарской обл., так и за ее пределами. Соответственно Самара здесь опять в выигрыше исключительно благодаря своему статусу административного центра региона.

Между тем следует отдать должное и тому, что Самара все же имеет достаточно диверсифицированную структуру экономики. Здесь нет какой-то одной явно доминирующей отрасли, как, например, в Тольятти или в Новокуйбышевске. При этом количество компаний с оборотом свыше 2 млрд. р. здесь значительно больше, чем в Тольятти. Список 50 крупнейших компаний Самары обрывается на показателе годового оборота объемом 2,34 млрд. р.

Другой заметной особенностью Самары является то, что город, по сути, является финансовым центром региона. Здесь располагаются почти все представительства коммерческих банков, присутствующих в Самарской обл.

Традиционно через Самару осуществлялось управление всеми финансовыми потоками по линии региональной энергетики, газоснабжения, нефтедобычи и нефтепереработки. Во многом этому способствует деятельность холдинга «Волгопромгаз», имеющего интересы во всех этих отраслях. Причем среди 50 крупнейших компаний Самары сразу несколько организаций имеют с этим холдингом весьма плотные отношения.