Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Сватовство банкрота

ИжАвто пытаются пристроить к создаваемому холдингу «Росавто»

Денис Федоров

15 октября председатель Счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН предложил поручить ГК «Ростехнологии» рассмотреть вопрос вхождения ОАО «ИжАвто» в холдинг «Росавто». Сейчас автозавод находится под негласным контролем Группы «СОК». Но прежде представители СОКа должны будут доказать свою невиновность в доведении завода до предбанкротного состояния.

В соответствии с планом работы Счетной палаты РФ на 2009 г. была проведена проверка эффективности использования ОАО «ИжАвто» таможенных льгот, предоставленных при промышленной сборке автомобилей, результатов технического переоснащения, проведенного под гарантии РФ, а также наличия признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства. Проверка показала, что начиная с III кв. 2008 г. деятельность ОАО «ИжАвто» стала убыточной. В целом за 2008 г. убыток составил 908,1 млн. р., за I кв. 2009 г. возрос до 1,3 млрд. р. В мае 2009 г. было остановлено основное производство и объявлено о сокращении штатной численности. По состоянию на 19 июня 2009 г. по соглашению сторон уволено около 2 тыс. работников.

22 сентября президент Республики Удмуртии Александр Волков обратился в Счетную палату с письмом. Одним из наиболее подходящих вариантов вывода предприятия из кризиса он назвал включение его в состав создаваемого госкорпорацией «Ростехнологии» холдинга «Росавто». «Счетная палата полагает, что это возможно осуществить путем имущественного взноса РФ в уставный капитал ОАО «ИжАвто» или выкупа акций у акционеров предприятия», — говорится в сообщении департамента информации Счетной палаты РФ.

С учетом того что ОАО «ИжАвто» является одним из системообразующих предприятий Удмуртской Республики и в целях снижения социальной напряженности в регионе председатель Счетной палаты Сергей Степашин обратился к председателю правительства РФ Владимиру Путину с предложением поручить госкорпорации «Ростехнологии» рассмотреть вопрос вхождения ОАО «ИжАвто» в холдинг «Росавто».

Однако руководитель пресс-службы ГК «Ростехнологии» Валерий Картавцев сообщил корреспонденту «Хронографа», что об инициативе Сергея Степашина в госкорпорации пока не знают. «Официального предложения в адрес корпорации от лица Счетной палаты России относительно включения ИжАвто в автомобильный холдинг «Росавто» не поступало. В случае направления соответствующего предложения оно будет рассмотрено в установленном порядке», — отметил Картавцев.

«Чисто теоретически ИжАвто может быть интересен Ростехнологиям как производственная площадка, достаточно современная и нормально оснащенная, которую можно использовать как для сборки автомобилей и автокомпонентов, тем более что автомобильный дивизион есть в составе Ростехнологии, так и для организации на ней любого другого машиностроительного производства, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

16 сентября управление взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ сообщило о факте преднамеренного банкротства ОАО «ИжАвто». Уголовное дело было заведено по заявлению представителей ОАО «Сбербанк РФ», являющихся кредиторами ижевского автозавода.

По некоторым данным, следственными органами Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике было проведено изъятие некоторой документации бывших владельцев предприятия — Группы «СОК».

В апреле т. г. компании Группы «СОК» продали контрольный пакет ОАО «ИжАвто» топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Менеджмент должен был рассчитаться за завод не деньгами, а автомобилями. Эксперты «Хронографа» полагают, что даже после продажи своей доли Группа «СОК» во главе с бенефициаром холдинга Юрием Качмазовым продолжает оставаться в курсе всего происходящего на предприятии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- В данном случае включение ОАО «ИжАвто» в госхолдинг «Росавто» — лишь инициатива одного из федеральных ведомств, не более того. Будет ли она реализована или нет — вопрос. Очень многое будет зависеть от экономической составляющей данного предложения, потому что брать ИжАвто со всеми его долгами ГК «Ростехнологии» нецелесообразно. Госкорпорация и так в своем составе имеет массу предприятий, чье положение ничем не лучше положения ИжАвто.