Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Госконтракт — в один день

Прокуратура усомнилась в чистоте проведенного Минприродой тендера

Илья Круговой

Прокуратура Самарской обл. проверяет информацию о неустановленных лицах из числа сотрудников Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской обл., которых подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. Как сообщила корреспонденту «Хронографа» начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской обл. Динара КАЮМОВА, поводом для проверки послужили торги, объявленные министерством. Участие в торгах приняли две организации, одна из которых выиграла тендер, несмотря на то что указала фактически нереальные сроки исполнения работ.

Торги на выполнение работ с формулировкой «Разработка обоснования мероприятий по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Самарской обл.» были объявлены 29 мая 2009 г. Основным критерием, который обозначило министерство, были сроки выполнения работ по контракту. Заявки на участие в конкурсе поступили от двух организаций — ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» и ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» (СамГТУ). При этом представители первой организации указали срок исполнения работ — сто дней с момента заключения контракта. Однако представители СамГТУ указали в качестве сроков всего один день. В результате конкурсная комиссия, разумеется, отдала предпочтение университету, подписав госконтракт на сумму 7 млн. р.

Данное обстоятельство послужило поводом для проведения проверки со стороны прокуратуры Самарской обл. В ходе проверочных мероприятий был опрошен ряд специалистов. Генеральный директор ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» Николай Желяев, в частности, заявил, что для выполнения работ по данному госконтракту необходимо проводить сбор исходных данных и их анализ. Кроме того, необходимо изучать проблемы, связанные с обращением отходов и вторичных материальных ресурсов. По словам Желяева, подобная работа никак не может быть выполнена за один день.

Аналогичная информация поступила и от ЗАО «ДАР/ВОДГЕО». Руководство предприятия пояснило прокуратуре, что срок исполнения контракта в течение ста дней был рассчитан на основе экспертной оценки. Сотрудники предприятия просто проанализировали сроки выполнения аналогичных работ в других регионах России и пришли к выводу, что исполнить подобный госконтракт в течение одного дня и силами одной организации просто невозможно.

В ведомстве Дмитрия Азарова опять неспокойно
В ведомстве Дмитрия Азарова опять неспокойно

В прокуратуру поступила информация от проректора по научной работе СамГТУ Юрия Климочкина. В своем пояснении он утверждал, что работы по госконтракту от 28 июля выполнялись на кафедре химической технологии и промышленной экологии под руководством завкафедрой Дмитрия Быкова. О том, что СамГТУ предложил наилучшие условия, якобы стало известно после вскрытия конвертов. После чего сотрудниками университета до проведения процедуры рассмотрения заявок была начата работа по совершенствованию системы. Якобы такая работа была проведена сотрудниками СамГТУ за 27 дней.

Непосредственно сам Быков пояснил, что о проведении указанного конкурса узнал из средств массовой информации и интернет-сайта Главного управления торгов Самарской обл. (ГУОТ) По словам Быкова, предмет конкурса был ему близок и у СамГТУ имелись существенные наработки по данному вопросу. Быков заявил, что с целью устранения конкурентов им и был указан срок исполнения работ — один день.

Фактически, с его слов, выходило так, что работа была полностью закончена 28 июля, а уже на следующий день отправлена в министерство. Завкафедрой в своих пояснениях сказал, что еще в мае несколько человек выполняли подготовительные работы для госконтракта и в этом были задействованы некоторые из сотрудников СамГТУ. Правда, смущал один факт, что восемь человек из числа участников по выполнению работ для госконтракта в период его выполнения находились в отпуске. Кроме того, непонятно, как могли начаться подготовительные работы именно в мае, если информация о конкурсе была опубликована только 29 мая. Однако министр природных ресурсов Самарской обл. Дмитрий Азаров сообщил корреспонденту «Хронографа» следующее: «Нормы Федерального закона 94-ФЗ, условия размещенного конкурса, в т.ч. по срокам исполнения обязательств по государственному контракту, не содержат в себе предпосылок для какого-либо сговора членов конкурсной комиссии и участников размещения заказа». Правда, в своем ответе Азаров не прокомментировал возможную заинтересованность некоего неустановленного лица, о котором сообщает антикоррупционный отдел прокуратуры Самарской обл.

Ректор СамГТУ Владимир Калашников на запрос «Хронографа» с просьбой прокомментировать ситуацию не ответил. Представители ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» также воздержались от ответа.

Комментарии

Динара КАЮМОВА, начальник отдела прокуратуры Самарской обл.

- Учитывая все обстоятельства, появились основания полагать, что до проведения открытого конкурса в переговоры с руководством СамГТУ вступило неустановленное лицо из числа сотрудников Министерства природных ресурсов. Это было сделано с целью обеспечения выполнения работ по разработке программы для министерства. Кроме того, используя свои должностные полномочия, указанное лицо включило в конкурсную документацию критерий «сроки выполнения работ», равный 50%. Фактически этот пункт и стал решающим для отбора победителя. В действиях данного лица мы усматриваем признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, т.е. «злоупотребление служебными полномочиями».

Дмитрий АЗАРОВ, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства Самарской обл.

- Квалификация предложенных участником конкурса сроков выполнения работ как «нереальных» не входит в компетенцию конкурсной комиссии и является незаконной. Заявки на конкурс представили два участника с предложениями по выполнению государственного контракта в соответствии с условиями конкурса. Победителем была признана организация, предложившая наилучшие условия исполнения государственного контракта, в т.ч. по стоимости работ. Предложение победителя, снизившее начальную максимальную цену контракта почти на 40%, принесло экономию бюджетных средств в сумме 4 939 411 р. К примеру, предложение второй организации по цене выполнения работ было всего на 11% ниже начальной (максимальной) цены контракта.