Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Развития не будет

Войнич счел, что в 2010 году самарскому ТТУ бюджетные средства не понадобятся

Илья Казаков

15 октября на публичных слушаниях по бюджету Самары на 2010 г. руководитель департамента финансов мэрии Самары Дмитрий ВОЙНИЧ (на фото) сообщил, что в следующем году МП «Трамвайно-троллейбусное управление» (МП ТТУ) не получит из муниципального бюджета денег на развитие. Эксперты расценили это как следующий этап на пути возможного банкротства и ликвидации предприятия.

Еще в 2007 г. администрацией Самары была разработана программа реорганизации всей системы муниципальных предприятий. В ее рамках предполагалось акционирование либо реорганизация целого ряда муниципальных активов. Первой целью, по мнению аналитиков, стало МП ТТУ. У предприятия развитая социальная инфраструктура, которая включает в себя детские сады, клуб ТТУ, санаторий- профилакторий, базу отдыха, пять общежитий — объекты, которые могут быть интересны представителям бизнеса. В январе 2008 г. директор самарского ТТУ Владимир Водолазов, ставленник еще прошлой администрации, не выполнив приказа Тархова, выпустил троллейбусы в снежную бурю.

Вскоре новым директором МП ТТУ стал начальник городского управления казначейства Владимир Братчиков, а в сентябре его сменил депутат Юрий Буянов. Сразу после его назначения было объявлено, что социальная база ТТУ уходит с баланса предприятия. Именно против этого боролись прежние директора, т. к. зарплаты в ТТУ нельзя назвать большими, а значительная часть водителей и кондукторов — это приезжие из сельской местности и других городов.

По оценкам экспертов, ликвидация социальной базы предприятия вынудит более 70% работников уволиться. Увольнение персонала с предприятия скажется на выпуске подвижного состава в рейсы, а значит, на интервалах движения. Не секрет, что большая часть подвижного состава МП ТТУ выпущена в 50-х и пустующие из-за недостатка персонала вагоны вполне можно списывать «по износу», существенно сократив их число. Следующим шагом стало заключение МП ТТУ в конце 2008 г. договора с московским адвокатским бюро «Международное», за услуги которого МП заплатило 158 млн. р., имея в штате собственных юристов. Причем ТТУ в начале 2008 г. задерживало зарплату более 4 тыс. сотрудников из-за нехватки 113 млн. р. Учитывая, что зарплата в ТТУ — это 57,9% расходов, можно сделать определенные выводы.

В марте 2009 г. вышло постановление №282 главы города Самары Виктора Тархова. Суть документа -демонтаж трамвайных и троллейбусных линий на ул. Фрунзе и Куйбышева ввиду низкой загрузки. По мнению работников ТТУ, это самые загруженные маршруты транспорта ТТУ в Самаре, на которых одновременно находится до 70 трамвайных вагонов и более 10 троллейбусов.

Для адекватной замены данного количества подвижного состава потребуется дополнительно 104 автобуса большой вместимости, которые ввиду дефицита бюджета города и МП закупить просто не на что. При этом ТТУ лишится немалой части доходов. Их могли бы компенсировать вливания средств со стороны города, но 15 октября на публичных слушаниях Дмитрий Войнич сообщил, что в бюджете средств на развитие МП ТТУ не предусмотрено. При этом Юрий Буянов рассказал журналистам, что в течение семи лет парк ТТУ Самары пополнится 207 трамваями, как выяснилось, за счет собственных средств и денег города. Учитывая дефицит бюджета города более чем в 600 млн. р. и зачастую невозможность ТТУ платить заработную плату сотрудникам, планы более чем амбициозные.

Без большей части персонала, путей в старом городе и с минимальным подвижным составом МП ТТУ согласно административной программе реорганизации вполне можно будет акционировать и приватизировать.

Директор МП ТТУ Юрий Буянов, вероятно, уже осознает себя в роли работника акционерного общества. На запрос «Хронографа» по поводу финансовых показателей муниципального предприятия с 2006 по 2009 гг. он отказался их сообщить, отметив, что «не указанные финансовые показатели являются коммерческой, охраняемой по закону тайной». Аналитики отмечают, что уничтоженная трамвайно- троллейбусная сеть может стать серьезной социальной проблемой для новой администрации после выборов.

Ведь в случае ликвидации МП ТТУ и распродажи ее активов на восстановление до существующего уровня потребуется не менее 3-5 млрд. р. Впрочем, некоторые из экспертов предполагают, что откровенного банкротства ТТУ, да еще перед выборами главы города, не будет.

Не исключено, что администрация пойдет по другому пути. Например, с целью оптимизации расходов, как это было рекомендовано главе Самары, ТТУ могут «слить» с иным профильным предприятием. Вслед за этим может последовать перенос мощностей на окраину города. Участок, где сейчас базируется ТТУ, будет продан в целях привлечения средств. Например, для погашения задолженностей муниципальных предприятий транспортной отрасли. Хотя это может быть всего лишь предлогом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Юрий БУЯНОВ, директор МП «Трамвайно-троллейбусное управление»

- На предприятии регулярно проводятся мероприятия по оптимизации расходов по основной деятельности: ликвидация непрофильных активов для уменьшения нагрузки на основную деятельность. Ведется работа по предоставлению льготного проезда отдельным категориям граждан из всех уровней бюджета. Администрация МП ТТУ использует все возможные рычаги управления для предотвращения увеличения долговой нагрузки на предприятие.