Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (137) | 29 мая 2006г.
 

Ясинский – Красюк:

Патриархи

Егор Кошеров

4 июня состоится награждение званием «Почетный гражданин г. Тольятти» бывшего зампрезидента — генерального директора по экономике и планированию ОАО «АВТОВАЗ» Александра ЯСИНСКОГО. В 1998 г. этого звания удостоился другой ветеран тольяттинской промышленности — бывший генеральный директор Куйбышевазота Иван КРАСЮК. Оба они принадлежат к поколению, которое, пройдя Великую Отечественную войну, внесло заметный вклад в формирование Тольятти как промышленного центра.

Факты

Александр Ясинский родился 20 июля 1929 г. в г. Минске. Примечательно, что 20 июля считается официальным днем рождения ОАО «АВТОВАЗ» (в этот день в 1966 г. было подписано постановление Совета министров о строительстве автозавода). В 1938 г. Ясинский поступил в самую престижную школу №1 им. Пушкина. Она располагалась в центре города между тюрьмой и зданием НКВД. Учебу в школе прервала война. Саша Ясинский участвовал в партизанском движении. После войны окончил ремесленное училище, Минский финансовый техникум и Ленинградский финансово-экономический институт. После чего по распределению уехал в г. Барнаул, чтобы работать в контрольно-ревизионном аппарате Министерства финансов СССР. В дальнейшем из-за болезни матери Ясинский был вынужден вернуться в Минск, где создал экономическую лабораторию Белорусского совнархоза. В это время в совнархозе работал будущий заместитель генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» по экономике Петр Кацура, которому поручили взять под свое крыло знаменитого Ясинского и вместе с ним создать многоотраслевую лабораторию.

В 1965 г. совнархозы ликвидировали и создали министерства. Многоотраслевую лабораторию Ясинского передали Минавтопрому. Тогда Ясинский и Кацура впервые выдвинули идею создания производственных объединений. В 1966 г. вышло постановление о строительстве производственного объединения «ВАЗ». К этому времени Кацура познакомился с генеральным директором ПО «ВАЗ» Виктором Поляковым, и тот пригласил его к себе. Ясинский и еще 5 человек уговорили Кацуру поехать в Тольятти. Это была команда известных экономистов — Ясинский, Борис Кацман, Лев Голяс, Владимир Левин, Борис Крупенков и Владимир Пишков.

Летом 1968 г. Ясинский написал работу «Экономическая организация ВАЗа», где сделал полное описание того, какое это должно быть объединение. Тогда оно впервые было названо автомобильным концерном. Эту работу Ясинский отправил в виде письма Полякову и Кацуре. В 1969 г. Александр Ибрагимович был назначен заместителем начальника планово-экономического управления ВАЗа. Вскоре стал начальником финансового управления и начал вводить новую систему планирования экономики автогиганта. В результате долгих споров с московскими чиновниками ВАЗ выпал из министерской системы и получил статус отдельно планируемого предприятия.

Наступил 1992 г. — время перехода на рыночную экономику. Каждый стремился создать свой бизнес. К этому времени Александр Ясинский официально уже не работал на АВТОВАЗе. Либеральные веяния не обошли стороной и героя войны. Ясинский вошел в число учредителей НП «УЧАСТИЕ ФОРУМ», ООО «АМБАР», ООО «МЕЛЬНИК». Принимал участие в организации ОАО ПК «АвтоВАЗбанк», «Лада-банк», а также московского ОАО АКБ «Автобанк». Был бессменным членом Ротари-клуба. До кризиса 1995-1996 гг. Ясинский был председателем наблюдательного совета АвтоВАЗбанка. В совете на тот момент присутствовали такие видные деятели, как, например, Борис Березовский. В одном из интервью Ясинский заявил, что именно он обеспечил развитие автомобильного бизнеса Березовского, прокредитовав его более чем на $7 млн. из средств Интер-Волги. В середине 90-х на заводе хозяйничали небезызвестные ОПГ. Ясинский заявил о необходимости проведения зачисток. Не всем руководителям АВТОВАЗа это понравилось. Несмотря на разногласия с топ-менеджментом АВТОВАЗа, на выборы в ТГД в 2000 г. Ясинский шел в составе вазовской команды.

В отличие от Александра Ибрагимовича, сумевшего вписаться в новую формацию, Иван Красюк — производственник, яркий представитель генерации советских руководителей -делать этого не пытался. Иван Андреевич старше Ясинского на 6 лет. Войну он встретил, когда ему было уже 18. Служить довелось в гвардейской моторазведроте. Сразу после демобилизации Иван Красюк поступил в Днепропетровский химико-технологический институт на механический факультет, где получил диплом инженера-механика по оборудованию химических заводов. Карьера Красюка, так же как и Ясинского, развивалась стремительно. В 1951 г. он по распределению попал в г. Салават на химический комбинат, где уже через несколько лет возглавил производство аммиака и карбамида. А в 1964-м Ивана Красюка пригласили возглавить целый комплекс строящихся химзаводов недалеко от Куйбышева. Первым химическим производством, воздвигнутым на волжской земле, стал Куйбышевский азотно-туковый завод (КАТЗ).

В 1974 г. Тольятти при поддержке руководства области удалось выиграть конкурс на строительство крупнейшего в мире центра по производству аммиака и карбамида -Тольяттинского азотного завода, аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса» и завода «Автозапчасть». Первоначально Минэнерго предлагало совместно с заводом возвести пиковую ГЭС в с. Переволоки, соединить Усу с Волгой. Но территорию национального парка удалось отстоять. Энергетики пошли дальше, предложив построить АЭС в Хрящевке. Красюк предложил другую площадку, в 12 км от города, где можно было без проблем создать транспортную развязку. По указанию министра химической промышленности генеральным директором будущего предприятия стал Иван Красюк. На базе КАТЗ было образовано ПО «Куйбышевазот». В 1981 г. произошла реорганизация объединения. В результате появилось 4 новых предприятия — Куйбышевазот, Тольяттиазот, Азотреммаш, Трансаммиак. Генеральным директором ТоАЗа назначили Юрия Буданова. А 1985 г. его сменил Владимир Махлай. Красюк, по сути, единственный в Тольятти человек, который руководил своим соседом по подъезду Махлаем.

Куйбышевазотом Иван Андреевич руководил до 1987 г. На должность генерального директора был назначен главный инженер предприятия Валерий Спица. Что касается Ивана Андреевича, то после ухода на пенсию он продолжал оставаться советником гендиректора. Фактически трудовая деятельность Красюка продолжалась до 78 лет.

Мифы

Существует миф, согласно которому при принятии решения о строительстве нового азотного завода возникла проблема с неблагозвучным названием. Этот вопрос выносился на бюро горкома, так как название завода ассоциировалось с общеизвестным словом. Именно Красюку пришло в голову назвать предприятием ТоАЗом.

С Куйбышевазотом связана одна из крупнейших в городе аварий, хотя в последнее время о ней вспоминают все реже. 31 декабря 1978 г. Тольяттинская ТЭЦ не выдержала суровых морозов. Утром температура упала до — 45° С, станция перестала давать тепло, а в цехах мороз достиг 30-градусной отметки. Детонатором послужил циклогексан. В цехе, где разразилась трагедия, рабочие, вместо того чтобы все остановить, попытались сохранить процесс, — в результате циклогексан хлынул в помещение, образовав облако. Взрыв в 2 часа дня унес жизни шести человек. В новогоднюю ночь разморозились отопительные системы почти во всех офисных зданиях Центрального района.

Мифология Ясинского гораздо богаче. Мифы объясняют почти все шаги его жизни. В годы войны к Ясинскому привязали постоянную связистку — Клару Железняк. Ее муж был видным коммунистическим деятелем, директором финансового техникума. Во время войны Ясинский, по сути, был приемным сыном Клары. Сама она была убита. Уже в 44-м г. к Александру Ибрагимовичу приехал муж Клары, он проводил собственное расследование убийства жены. После войны привел его в свой финансовый техникум и направил после его окончания в Ленинградский финансово-экономический институт.

Во время учебы в институте Ясинский с товарищами сдавали металлолом. Так как металлолом был государственный, то, по признанию самого Ясинского, здесь он был уличен в хищении государственного имущества. Но вскоре «металлоломщикам» надоело заниматься мелочью. Однажды они привезли в приемник медные слитки, гильзы от снарядов. Увидев это, приемщик напугался и отказался от их услуг. Так как других связей в этой области у студентов не было, деятельность по сбору металлолома пришлось прекратить.

Существует миф, объясняющий, каким образом Ясинский смог «сбежать» из Барнаула в Минск. Его личное дело лежало в Москве в Минфине. Он обратился туда, чтобы его перевели в Минск, но получил отказ. Тогда он привез в Минфин свою полуторагодовалую дочь. Ясинский положил ребенка на стол и сказал, что оставит дочку здесь и будет навещать ее каждый день, если его не переведут. Ультиматум возымел действие.

Мифотворцы утверждают, что Ясинский потерял понимание топ-менеджеров автозавода после того, как поддержал предложение Березовского о приобретении концерном DAEWOO контрольного пакета ОАО «АВТОВАЗ». В поддержку корейского варианта Ясинский уже в середине 90-х говорил о наращивании программы до 1 млн. автомобилей в год, модернизации производства и моратории на таможенные пошлины, акцизы, НДС, а также о бесперспективности совместного предприятия с General Motors.

Несмотря на то что Ясинский нашел себе место в «обновленной России», заработанный авторитет не всегда позволял реализовать все формальности. Однажды он заявил Николаю Брусникину: «В Ротари-клубе мы должны звать другу друга на «ты», по именам или по кличкам. Вы меня будете звать Большой татарин, а мы тебя будем звать Банкрот». Брусникин улыбнулся, но на такую фамильярность не пошел.

Прогнозы

Вряд ли кто сомневается, что Ясинскому в День города присвоят звание почетного гражданина города. Хотя выдвигались и другие менее значимые кандидатуры. Прогноз Красюка- это прогноз, касающийся Куйбышевазота, потому что это дело всей его жизни. И Красюк, и Ясинский стояли у истоков создания предприятий, успешно прошедших период 90-х гг., похоронивших значительную часть отечественной промышленности.

Несмотря на несопоставимые масштабы, эти предприятия сегодня остаются экономически устойчивыми и имеют вполне определенные перспективы развития.

Ссылки:

- Все это мираж в пустыне. Я думаю, ни -«Опель», ни «Дженерал моторс» несостоятельны. И намеченные программы — совместное предприятие на 60 тыс. машин — приносят только убытки. Это уже пройденный этап... (Из интервью Александра Ясинского газете «Презент», № 173, 14.11.97)

- Он их разгоняет!.. Создать команду специалистов-единомышленников из людей со стороны просто невозможно. Люди со стороны на руководящих должностях — это не то. Боюсь, что в сложной ситуации, в которую может попасть Тольяттиазот, они просто растеряются. (О Владимире Махлае) (Из интервью Ивана Красюка газете «Презент Центр», №8, 8.02.03)