Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

В Москву за 250 р.

Новый авиаоператор решил сыграть на дешевизне

Илья Казаков

1 сентября авиарейсы «Самара — Москва» и «Москва — Самара» начнет обслуживать ООО «Авианова». Новый перевозчик отказался почти от всех наземных услуг ОАО «Международный аэропорт Курумоч» и сервиса на борту. При этом компания обещает рейсы базовой стоимостью от 250 р. в одну сторону без сборов. Т.е. «Авианова» претендует на самарскую нишу low-cost, пустующую после ухода ЗАО «Небесный экспресс» (бренд SkyExpress) в феврале 2009 г.

Перелеты по маршруту Самара -Москва в данный момент осуществляют ОАО «Трансаэро», ООО «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Газпромавиа», ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и ЗАО «Аэрофлот-Норд». С 1 сентября к ним помимо ООО «Авианова» присоединяется ОАО «Уральские авиалинии». Средняя цена перелета в эконом-классе на популярном направлении в Москву сейчас варьируется от 2000 до 5 тыс. р. «Авианова» предлагает билеты по базовому тарифу от 250 р. Игрок того же сегмента — SkyExpress до февраля 2009 г. предлагал полеты за 2075 р. Рейсы из Самары в Москву и обратно в новом low-cost перевозчик обещает выполнять три раза в неделю на Airbus А320, вместимостью 180 мест.

По оценкам экспертов, оформлять билеты за 250 р. в реальности не дадут обязательные сборы. Дополнительной нагрузкой на кошельки пассажиров ляжет сбор аэропорта, страховка и оплата багажа. Так, провоз единицы багажа в один конец обойдется в 200 р. Дополнительно оплачивается выбор места. Дети до двух лет летят бесплатно, но придется доплатить еще 300 р. топливного сбора за каждого. Еще за 150 р. пассажир сможет скромно перекусить в воздухе.

Страхование также ляжет на плечи пассажиров. Если в обычных авиакомпаниях страховка пассажира включена в стоимость билета, то в «Авианова» предлагают пассажирам отдельно оплатить заключение страхового договора на время полета компании-партнеру. В итоге наименьшая цена за полет в первых рейсах ООО «Авианова» в один конец вполне может превысить 1 тыс. р. Но эта цена все равно в два раза ниже, чем у конкурентов.

Бюджетная ценовая политика обусловлена тотальной экономией не только в воздухе, но и на земле. Так, в соответствии с договором, заключенным с аэропортом Курумоч, ООО «Авианова» отказалась от целого комплекса наземных услуг.

Таких самолетов у «Авиановы» всего два
Таких самолетов у «Авиановы» всего два

Уборка самолета, заправка питьевой водой, топливная заправка, обеспечение бортовым питанием -все обеспечивается силами самой компании в Москве. Перевозчик будет пользоваться услугами аэропорта Курумоч лишь в части обслуживания посадки и высадки пассажиров и погрузки-разгрузки багажа.

Эксперты отмечают, что у ООО «Авианова" может возникнуть высокий риск задержки рейсов. До полетов в Самару компания успела запустить целый ряд направлений. С 27 августа состоялся запуск рейсов из Москвы в Сочи. 29 августа началось выполнение четырех рейсов в неделю в Ростов-на-Дону, а с 30 августа в Краснодар. Проблема в том, что сейчас у нового авиаперевозчика всего два самолета, взятых в лизинг. И в случае непогоды в одном из портов прибытия или технической неисправности рейсы в других городах рискуют задерживаться на неопределенный срок.

Не может не настораживать то, что практика отказов от рейсов и возврата денег за неиспользованный полет в авиакомпании отсутствует. В обычных авиакомпаниях если пассажир вынужденно отменяет перелет, то может забрать назад свои деньги за вычетом некоторого сбора. А может не забирать, а перечислить стоимость перелета на некий персональный счет, а потом с этого счета оплатить другой перелет в этой же авиакомпании. У ООО «Авианова» в случае отказа от перевозки пассажир не получает ничего. В компании эту группу рисков обосновывают низкими ценами.

На таких условиях вряд ли согласятся летать в Москву чиновники и бизнесмены. Хотя основную категорию клиентов ООО «Авианова» -студентов, пассажиров, нерегулярно летающих в Москву в гости или совершающих турпоездки через столицу, — такие условия вряд ли отпугнут. В данном случае налицо разница моделей low-cost, используемых ООО «Авианова» и ее ближайшим конкурентом SkyExpress. Последний, кстати, пришел в Самару первым.

Стоит напомнить, что дебютный рейс SkyExpress по маршруту Москва — Самара состоялся 26 мая 2008 г. Цена билета вместе с топливным сбором тогда составляла 2075 р., что в два раза дороже, чем сейчас у ООО «Авианова». Но 29 февраля 2009 г. авиадискаунтер приостановил обслуживание направления, а затем и вовсе закрыл его, тем самым освободив пространство для конкурента. Эксперты связывали это с низкой рентабельностью — средняя занятость кресел составляла только 50%. Сказалась и нехватка судов на более загруженных направлениях.

ООО «Авианова», наоборот, делает акцент на малом числе самолетов. Компания не производит перелетов, занимающих более чем 2-2,5 часа, и всего за 30 мин. планирует разворачивать самолеты и направлять на новый рейс. SkyExpress, наоборот, сейчас делает ставку на дальние чартеры. Но на маршруте Москва — Сочи две компании все равно пересекутся. Минимальный тариф, который сейчас рекламирует SkyExpress на этом направлении, — 1 тыс. р. С учетом сборов билет стоит от 3500 р., с использованием особой маркетинговой схемы (так называемой карты оплаты полета) — 2500 р. У ООО «Авианова» билеты вместе со всеми сборами в Сочи стоят от одной тысячи. Что предпочтут отдыхающие в разгар бархатного сезона -стабильность или экономию — покажет статистика. Но до конца года в ООО «Авианова» ожидают поток пассажиров не менее чем 500 тыс. человек.

ООО «Авианова» — проект инвесткомпании А1, входящей в холдинг «Альфа-групп», и американского инвестфонда Indigo Partners. Впервые о планах группы создать бюджетную авиакомпанию стало известно в ноябре 2006 г. В ноябре 2008 г. сообщалось, что «Авианова» должна начать полеты с 1 января 2009 г., а парк авиакомпании будет состоять из 7-10 самолетов А320. Но полеты начались лишь 27 августа и то только двумя бортами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Учредители ООО «Авианова»: EL Orbisa Investment — 49%, ООО «Луч» — 51% (доля в 99,99% в ООО «Луч» принадлежит кипрской компании EL Orbisa Investment).

(По данным ЕГРЮЛ)