Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Утилизация втемную

Авторынок рискует утонуть в старых запчастях

Илья Казаков

Проект по утилизации автомобилей в Самарской обл. должен стартовать 1 января 2010 г. Под него уже создана рабочая группа. В нее входят представители Минфина, Минприроды, Минрегиона, ФНС, МВД, администрации Москвы и Московской обл., объединений автопроизводителей РФ, а также крупные дилеры и независимые эксперты. Именно они в ходе встреч решают, как в конечном итоге будет выглядеть программа.

На данный момент представители всех этих структур пытаются найти общий язык и одновременно за счет программы улучшить свои дела. Пока нет единой договоренности даже по тому, какого возраста должен быть автомобиль и как экс-владелец автохлама сможет использовать полученный ваучер на 50 тыс. р. Утилизаторы заинтересованы в увеличении обоих показателей, т.к. количество клиентов зависит от возраста автомобиля и от того, сколько за него заплатят. У автодилеров обратная ситуация.

По официальным данным, с начала года продажи новых автомобилей в России снизились на 60%. И дилеры, наоборот, предлагают для «более высокой эффективности» проекта автоутиля снизить возраст машин с 10 до 7 лет, т.к., по их мнению, автомобилями до 2000 г. выпуска сейчас владеют небогатые россияне. Лоббисты банковских структур утверждают, что разумнее было бы позволить россиянам использовать полученный ваучер в качестве взноса по автокредиту. МВД волнует вопрос безопасности: чтобы угнанные автомобили не списывали в утиль, а схема утилизации не стала инструментом отмывания денег. ФНС хочет при сдаче машины в утиль предлагать автовладельцам заплатить налоги и штрафы, наложенные на авто за время эксплуатации. Государство же среди всех предложений ищет в дефицитных региональных бюджетах и стабилизационных фондах средства на реализацию проекта.

Тем не менее у Самарской обл. есть все шансы пойти по нижегородскому сценарию и запустить программу по утилизации раньше намеченного срока. Напомним, что в начале августа губернатор Нижегородской обл. Валерий Шанцев подписал постановление, согласно которому жители региона могут обменять свои старые автомобили на новые машины, но местного производства.

Ежегодно в области в утиль уходит до 27 тыс. машин
Ежегодно в области в утиль уходит до 27 тыс. машин

Документ установил порядок и условия предоставления из областного бюджета компенсационных выплат физическим лицам при обмене ими автомобилей с датой выпуска до 1 января 2003 г. на автомобили выпуска 2009 г., произведенные на территории области.

По мнению экспертов, с поправками на Самарскую обл. законопроект может выглядеть следующим образом. Компенсационные выплаты будут предоставляться физлицам, зарегистрированным в Самарской обл., при соблюдении ряда условий. В частности, новый автомобиль по ваучеру может быть приобретен только у официальных дилеров ОАО «АВТОВАЗ» в городах региона. Автомобиль любой марки, выпущенный на территории любой страны до 1 января 2003 г., может быть обменен у официального дилера только на автомобиль 2009 г. выпуска, произведенный на ОАО «АВТОВАЗ». Срок регистрации подержанного авто последним владельцем должен быть не менее одного года. Размер компенсационной выплаты физическому лицу определен в размере 10% стоимости новой машины на момент заключения договора купли-продажи, но не более 50 тыс. р.

С учетом инфляции за 10 лет это небольшие деньги. Но если владельцу все-таки удастся получить ваучер именно на 50 тыс. р., то с учетом нынешних цен на продукцию Волжского автозавода это позволит приобрести Lada Samara в комплектации «стандарт» за 178 тыс. р., а новый универсал Lada Priora в люксовом исполнении всего за 307 тыс. р.

Кроме того, необязательно, что все машины, отправленные в утиль, будут уничтожены. Нижегородский вариант, а значит, и возможный самарский, предполагает три пути.

В первую очередь это непосредственная утилизация, разбор на запчасти, переплавка стекла, металла, уничтожение опасных элементов. Но если машина имеет нормальное состояние, то возможна продажа в специализированном бюджетном салоне и даже принесение транспортного средства в дар по социальной схеме с участием самарских властей.

Между тем в коммерческой утилизации автомобилей есть и свои подводные камни. Как отмечают специалисты, если не будет установлен лимит в 10% стоимости, то главными факторами, влияющими на стоимость оценки, будут являться наличие узлов и агрегатов, их рабочее состояние, год выпуска и модель автомобиля. По итогам оценки специалистами компании назначается сумма, которая выплачивается автолюбителю. В среднем сумма будет достаточно весомой, учитывая состояние и возраст сдаваемого авто. Клиент получает справку о приеме его транспортного средства в утиль, а машина отправится на разборку. В этом случае возможен вариант, когда человек сдаст автомобиль в утиль, а с оставшимися госномерами, техпаспортом и документом, удостоверяющим личность, явится в ГИБДД для снятия автомобиля с учета.

Пока законопроекты обсуждаются, на территории Самарской обл. уже сейчас действует несколько крупных «приемных пунктов» старых автомобилей, существующих не один десяток лет. По сути, это гаражные боксы, где умельцы быстро разбирают автомобили, извлекая лом цветных и черных металлов, а сохранившиеся запасные части и агрегаты продают на «восстановление». Оттуда они потом поступают на авторынки под видом новых. Опуская криминальную составляющую, заметим, что «серая» утилизация ведет к тому, что все опасные отходы, образующиеся после разборки автомобиля (бензин, смазочные и охлаждающие жидкости, аккумуляторные батареи, резина, стекло), оказываются на стихийных свалках возле гаражных кооперативов.