Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Новость для Медведева

Ростехнологии придумали холдинг

Сейдамет Абреков

27 августа Генпрокуратура РФ по поручению президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА начала проверку деятельности госкорпораций (ГК). За два дня до этого заместитель гендиректора ГК «Ростехнологии» Игорь ЗАВЬЯЛОВ официально заявил о создании на базе ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Автодизель» автомобильного холдинга «Росавто». Эксперты не исключают, что путем новой перетасовки активов Ростехнологии пытаются уйти от неприятных вопросов со стороны Генпрокуратуры и президента страны.

Проверят комплексно

27 августа на официальном сайте Генпрокуратуры РФ появилась информация о проверке деятельности ГК. «Президент РФ 6 августа 2009 г. поручил Генеральной прокуратуре РФ и контрольному управлению президента РФ провести комплексную проверку деятельности ГК, уделив особое внимание вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного им государственного имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности государственных корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании», — сообщила Генпрокуратура. Таким образом, президент РФ Дмитрий Медведев недвусмысленно выразил сомнение по поводу работы ГК. Для проведения проверочных мероприятий созданы рабочие группы, состоящие из работников Генпрокуратуры России, контрольного управления президента РФ, заинтересованных министерств и ведомств, правоохранительных органов.

«После проведения подготовительной работы по сбору и анализу информации о деятельности проверяемых организаций, а также утверждения планов рабочие группы с 24.08.2009 г. приступили к проверке исполнения законодательства в деятельности государственных корпораций «Росатом», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Внешэкономбанк», «Олимпстрой», — проинформировала Генеральная прокуратура РФ.

По итогам проверки в срок до 10 ноября 2009 г. Дмитрию Медведеву будет доложено о проделанной работе. Кроме того, проверяющие должны внести предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как ГК. Одновременно с этим Генеральная прокуратура РФ поручила прокурорам субъектов РФ организовать проверки исполнения законодательства организациями, созданными указанными корпорациями, и федеральными унитарными предприятиями, в отношении которых корпорации от имени РФ осуществляют полномочия собственников имущества.

Поспешили заявить

В период между поручением, выданным президентом Медведевым, и началом проверки в СМИ вдруг активно начала муссироваться информация о создании нового автомобильного холдинга. Официально об этом 25 августа в интервью телеканалу «Вести 24» объявил заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии», член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Завьялов. «Правлением ГК (Ростехнологии. – Прим. Авт.) принято решение о создании 100-процентной «дочки» под условным названием «Росавто». Совет директоров возглавит Сергей Чемезов (на фото). На пост генерального директора «Ростехнологии» предложили Сергея Когогина», — рассказал Игорь Завьялов. По его словам, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин дал согласие возглавить вновь созданный холдинг. Параллельно Когогин продолжит занимать пост генерального директора ОАО «КАМАЗ». «Предполагается, что этот холдинг будет состоять из 4-х субхолдингов», — добавил Завьялов. Первый субхолдинг — это легковой автотранспорт, который будет базироваться на активах АВТОВАЗа, второй — грузовой автотранспорт — на активах КАМАЗа, третий — автокомпоненты — на основе предприятий, находящихся в собственности ГК «Ростехнологии». Четвертый -это силовые агрегаты. Он будет базироваться на активах, принадлежащих «Ростехнологиям» в ОАО «Автодизель».

Примечательно, что в тот же день, 25 августа, президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин принял решение оставить пост главы компании в связи с переходом на другую работу. Об этом он объявил на расширенном заседании правления ОАО «АВТОВАЗ». По сообщению официального сайта ОАО «АВТОВАЗ», 28 августа состоялось заседание совета директоров предприятия. «Совет директоров удовлетворил просьбу Бориса Алешина об освобождении от должности президента компании и единогласно принял решение о назначении президентом ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова», — проинформировал официальный сайт АВТОВАЗа.

Ранее Комаров был исполнительным вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ», заместителем генерального директора ОАО «Горно- металлургическая компания «Норильский никель» и советником генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

Таким образом, легковой субхолдинг достался Комарову, грузовой — Сергею Когогину. «С силовыми агрегатами у нас еще не проведены переговоры с основным акционером Дерипаской. По автокомпонентам. Этот холдинг возглавит Владимир Аветисян», — проинформировал Завьялов.

Под шумок

Весьма странно, что работа по созданию нового холдинга началась после того, как президент РФ Дмитрий Медведев поручил провести комплексную проверку деятельности ГК. Если учесть, что с созданием Росавто вряд ли принципиально хоть один из его участников поменяет свое нынешнее положение, то можно сделать вывод, что реформа затеяна ради самой реформы. Причем возможные ошибки и просчеты всегда можно будет списать на переходный период — создание холдинга. Кроме того, подобными громкими заявлениями и процессами легко отвлечь внимание наблюдателей от насущных проблем, к примеру, мизерной заработной платы, которую в связи с прекращением оплаты времени вынужденного простоя с 1 сентября начнут получать вазовцы.

Особое внимание стоит обратить на то, что председателю правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) Владимиру Аветисяну, по сути, отведена лишь роль наемного менеджера, который будет руководить автокомпонентными активами «Ростехнологии». Причем пока ничего не известно о том, что АВТОВАЗ, КАМАЗ, предприятия группы «ГАЗ» или Группы «СОК» готовы на каких-либо условиях передать свои заводы в субхолдинг Аветисяна. Между тем благодаря определенному приближению к руководству АВТОВАЗа и «Ростехнологии» Владимир Аветисян может усилить свое влияние на давно интересном ему энергетическом рынке Тольятти. Как показывает действительность, на сегодняшний момент это направление может быть более перспективным и понятным для него, чем автомобильный бизнес.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.