Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Упало «Настроение»

Сетевик не обновляет ассортимент и повысил наценку

Илья Казаков

В течение июля-августа покупатели сети магазинов ООО «Розничные технологии» (бренд «Настроение») в Самаре могли наблюдать отсутствие обновления ассортимента. По оценкам экспертов, продажи сети в Москве с начала года выросли на 5%, при этом потеряв по 35% в Самаре и Петербурге, и сетевик предпочел сконцентрироваться на перспективном столичном рынке. Хотя в самарском представительстве сети «Настроение» информацию опровергают.

Как ранее заявлял федеральным СМИ генеральный директор сети «Настроение» Евгений Кобзарь, в Москве выручка «Настроения» в январе-феврале выросла на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это произошло за счет того, что мы снизили наценку, таким образом, в штуках объем проданного товара вырос. Но, например, в Санкт-Петербурге и Самаре в магазинах сети «Настроение» наблюдается падение продаж на уровне 20-25%»,— уточнил Кобзарь. С началом лета 2009 г. начался сезонный спад продаж, и среднее падение по рынку на текущий момент составляет около 40%. Спад продаж в Самаре подтвердили и источники в основном конкуренте «Настроения» в Самаре — сети «Союз». У них самих падение составляет около 20%. А медиасеть «XXI век», по неофициальным данным, якобы и вовсе готовится сворачивать в Самаре все магазины.

По мнению экспертов, снижение покупательского спроса на легальные DVD и CD диски напрямую связано с желанием людей экономить в кризис. Причем с развитием доступного высокоскоростного Интернета в регионах «экономия» постепенно будет смещаться с покупки пиратских носителей в сторону скачивания фильмов и песен из сети.

На этом фоне крайне любопытно смотрятся заявления руководства сети «Настроение» в Самаре, что «информация о снижении продаж и сворачивании точек является абсурдной». В телефонном разговоре корреспонденту «Хронографа» уточнили, что «сеть, наоборот, планирует расширение количества торговых площадок. Преимущественно за счет увеличения присутствия в торговых центрах и закрытия торговых павильонов». Аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов заметил, что «открытие торговых точек в кризис нецелесообразно. Ведь все рентабельные площадки в ТЦ уже заняты и приобрести можно лишь те торговые места, которые оставили экс-владельцев с долгами».

Не менее странен для «Настроения» отказ от павильонов. Ведь формат магазинов «около дома», как у «Настроения», еще четыре года назад позиционировался ими как уникальный и востребованный.

Особый импульс экспансии Самары тогда придал союз «Настроения» и крупной самарской оптово-дистрибьюторской компании ООО «Микс Медиа», владеющей 12 магазинами «Микс Медиа Маркет». Он позволил сети к концу 2007 г. иметь в Самаре 14 торговых точек. И строить амбициозные планы. Они заявляли, что к концу 2008 г. сумеют довести сеть в губернии до 22 магазинов. Но спустя 1,5 года число точек, наоборот, уменьшилось до 13. Преимущественно остались лишь те, что располагаются в торговых центрах.

В сокращении числа точек и общей вялости продаж эксперты склонны винить само руководство «Настроения». Ведь многие крупные федеральные компании, такие как «Союз» и «Хитзон», предпочитают развивать в регионах свои сети с нуля. Связано это в первую очередь с тем, что большинство местных торговых точек у дистрибьюторов оказываются арендованными и малоликвидными. При этом еще накладываются довольно существенные расходы на ребрендинг. Покупатели отмечают, что, якобы пытаясь компенсировать убытки от своей политики, «Настроение», скорее всего, несколько завышает торговую наценку в Самаре. По их словам, цена на некоторые DVD в «Настроении» в среднем выше, чем у конкурентов, на 100 р., на некоторые подарочные издания — на 150 р., а на коллекционные и того больше.