Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Нашли стрелочника

В Сызранском районе попытались переложить свою вину на областной Минтранс

Виктория Чайковская

24 августа стало известно, что управление по строительству, архитектуре и дорожному хозяйству администрации Сызранского р-на теперь обязано в полной мере рассчитаться с ООО «Трасса-С» за работы по муниципальному контракту. Такое решение принято Арбитражным судом Самарской обл. Причем в ходе судебного процесса свою вину представители администрации Сызранского р-на попытались переложить на областной Минтранс. Эксперты предполагают, что в условиях секвестра бюджетов исполнителям муниципальных заказов все чаще придется требовать оплату через суд.

Помимо основного долга в исковых требованиях ООО «Трасса-С» были заявлены и проценты за пользование чужими денежными средствами, за счет чего общая сумма была определена свыше 755 тыс.р. Управление по строительству, архитектуре и дорожному хозяйству (УСАДХ) администрации Сызранского р-на возражало против указанных требований, ссылаясь на отсутствие вины в задержке оплаты произведенных истцом работ. Причиной задержки было названо неисполнение Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс) бюджетных обязательств по софинансированию расходов Сызранского р-на на ремонт и содержание улиц и дорог. Минтранс, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, отрицал данный факт.

В процессе изучения материалов дела суд выяснил следующее. 24 июля 2008 г. был заключен муниципальный контракт 28. Его предметом являлось выполнение работ по ремонту подъездной дороги к пос. Балашейка. В соответствии с условиями контракта заказчиком выступило УСАДХ. Генеральным подрядчиком было определено ООО «Трасса-С». Администрация пос. Балашейка обязалась предоставить улицы и проезды для ремонта и вести технический надзор за проводимыми работами. УСАДХ должно было финансировать работы и контролировать расходование средств. Срок выполнения работ был определен с 1 по 15 августа 2008 г. Сметная сторона контракта также была согласована и составила около 820 тыс.р. Генподрядчик выполнил необходимые работы в полном объеме, о чем свидетельствует акт их приемки, подписанный сторонами без каких-либо замечаний и возражений.

Платить все-таки придется районной администрации
Платить все-таки придется районной администрации

Но полной оплаты работ со стороны заказчика не последовало. В результате образовалась непогашенная задолженность в размере свыше 722 тыс.р.

В соответствии с нормами существующего законодательства уклонение заказчика от своевременной оплаты является нарушением принятых на себя обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим. По контракту 30% от полной суммы необходимо было оплатить в качестве аванса в течение трех банковских дней с момента его заключения, а остальные платежи — в течение тридцати календарных дней после подписания заказчиком акта приемки выполненного подрядчиком этапа работ при условии поступления средств из областного бюджета.

Данное условие контракта, по утверждению ответчика, «связано с наличием заключенного между Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. и администрацией Сызранского р-на соглашения от 28 апреля 2008 г. о направлении в бюджет Сызранского р-на субсидий из областного бюджета на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улично-дорожной сети». В рамках указанного соглашения Минтранс обязался направить в бюджет Сызранского р-на субсидию в размере свыше 4371 тыс.р., из которых более 778 тыс.р. — на финансирование ремонта подъездной дороги к пос. Балашейка. Но ответчик отметил, что данное обязательство якобы не было исполнено Минтрансом должным образом. Субсидия не была перечислена, что и помешало, как считает заказчик работ, в полной мере оплатить работы, выполненные ООО «Трасса-С».

Возникшая ситуация не является, по мнению суда, основанием для освобождения заказчика от обязанности оплатить работы, выполненные генподрядчиком. К тому же ни Минтранс, ни администрация Сызранского р-на не являлись сторонами названного муниципального контракта, соответственно, «их взаимоотношения не должны были негативно отражаться на исполнении условий контракта». Недофинансирование само по себе не может служить основанием для освобождения заказчика от ответственности. К тому же он не подтвердил, что предпринимал какие-либо меры для получения из бюджетов соответствующих уровней финансовых ресурсов с целью своевременного погашения долга перед истцом. Как удалось выяснить суду, письмо с просьбой решить вопрос об оплате выполненных работ было направлено в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. и в Министерство управления финансами Самарской обл. лишь 14 января 2009 г., т.е. по истечении финансового года, в котором планировалось получение субсидий из областного бюджета. Судом были отклонены доводы ответчика об отсутствии у него обязательства произвести расчет с истцом. Требования ООО «Трасса-С» удовлетворены в полном объеме.

По информации источников «Хронографа», в 2008-2009 гг. управление по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Сызранского р-на возглавлял Федор Андреев. В настоящее время он исполняет обязанности главы администрации Сызранского р-на вместо Алексея Фомина, оставившего этот пост. Эксперты не исключают, что со временем Андреев может официально претендовать на эту должность.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.