Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Стали разборчивее

Страховой рынок Самарской области пока сохраняет привлекательность

Илья Казаков, Виктория Чайковская

В конце мая в Самару пришло ЗАСО «Эрго-Русь». В апреле был открыт полноценный филиал ООО «ПСГ Основа». Несмотря на кризис, федеральные структуры продолжают экспансию на самарском страховом рынке. Хотя ряд иногородних участников страхового рынка все же предпочли покинуть Самарский регион. В докризисный период, открывая здесь филиал, страховщики из других регионов использовали возможность за счет совокупных доходов покрывать первоначальные расходы. Сегодня используются несколько иные механизмы.

В настоящее время процесс продвижения федеральных компаний на региональные рынки слегка видоизменился. По оценкам экспертов, сохранять позиции в регионах способны в основном крупные сетевые компании. В частности, у них, как правило, больший запас прочности, что определяется более стабильными финансовыми тылами.

Между тем финансовый кризис резко сократил объем премий у всех самарских страховщиков. Многие из них оказались к нему не готовы. Вероятно, в наихудшем положении оказались компании, специализирующиеся на страховании КАСКО и залогового имущества, здесь сборы упали до 30-40%. Эксперты ожидают дальнейшего снижения продаж по всем видам страхования. Для того чтобы справиться с последствиями кризиса, страховщикам приходится сокращать расходы, в т. ч. на содержание персонала. Региональные страховщики были вынуждены диверсифицировать канал продаж и сбалансировать страховой портфель, а ряд федеральных компаний кризис заставил с конца 2008 г. уйти с самарского рынка в рамках антикризисной программы оптимизации региональной сети. В ходе антикризисных проверок была ограничена лицензия на право заключать договоры ОСАГО у ЗАО «САК «Инфо-страх» и у ООО СК «Жизнь». Но полгода спустя на их место пришли другие.

26 мая 2009 г. ЗАСО «Эрго-Русь» открыло филиал в Самаре. Это третий филиал компании в Приволжском федеральном округе и восемнадцатый в России. Планы у страховщика амбициозные. Директор филиала ЗАСО «Эрго-Русь» в Самаре Анастасия Шалдыбина озвучила, что «Эрго-Русь» выходит на самарский рынок в качестве стратегического игрока и к концу 2009 г. планирует войти в топ-50 страховщиков области. За год работы мы ожидаем страховые сборы в размере 60 млн.р». В руководстве компании заявили, что планируют занять в Самаре свою нишу и поднять региональную страховую культуру на новый уровень. С менее громкими заявлениями был открыт филиал ООО «ПСГ Основа». Компания вышла на рынок также с полным спектром услуг, включая автострахование, добровольное медицинское и ипотечное страхование. По словам директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяны Зиминой, «главное преимущество большинства федеральных страховщиков -развитая филиальная сеть и большой ассортимент предложений». Крупные страховые компании имеют возможность широко диверсифицировать свой бизнес, обеспечивая дополнительный приток клиентов. В этих условиях многие региональные страховые компании вынуждены держатся за счет нескольких крупных клиентов, с которыми установлены прочные партнерские отношения, и более низких тарифов, что в конечном итоге может привести к проблемам с выплатами и потере существующих клиентов.

Все чаще регионалам в поиске состоятельных страхователей помогают специалисты, обученные в московских филиалах. Региональные компании целиком выкупают «брошенные» москвичами офисы с обученными специалистами и клиентской базой.

Между тем, например, в Сызрани с начала 2009 г. не открылось ни одной новой страховой компании.

По информации источников «Хронографа», якобы прекратили деятельность в городе ОАО «Государственная страховая компания «Югория», ООО СК «Корона», ООО «Северо-западная страховая компания».

Сегодня, как отмечают эксперты, немало страховых компаний, которые занимаются демпингом -страхуют по заведомо заниженным необоснованным тарифам. Однако демпинг является одним из признаков возможной ненадежности. Как поясняют специалисты, для клиента крайне важно правильно выбрать компанию и приобрести полис у действительно надежного страховщика, который будет работать на рынке еще не один год. Если клиент видит на стадии получения предложения о страховании, что цена странно низкая, это должно стать поводом подумать, стоит ли доверять свои деньги этой компании.

Комментарии

Светлана БУРАК, директор агентства в г. Сызрани филиала ООО СК «Цюрих Ритейл» в г. Тольятти

- Кризис влечет за собой банкротство мелких страховых компаний. Особенно это касается тех, которые открывались под конкретные банки. Например, в настоящее время резко сократились кредитное автострахование, ипотека. С другой стороны, увеличились случаи мошенничества по ОСАГО. Усугубляется это отсутствием единой базы данных у страховщиков, поскольку нет возможности проверить страховую историю того или иного клиента. Сейчас одним из ключевых показателей успешной деятельности СК является возобновление договоров и удержание клиентской базы. Кроме того, уделяется большое внимание разработке новых программ страхования по КАСКО (минимальный пакет 50/50, только УГОН) и имуществу.