Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Почистят верхи

Оборонпром сокращает самарских управленцев

Денис Федоров

С 1 июля ОАО «Моторостроитель» перейдет на трехдневную рабочую неделю. 560 сотрудников уже получили уведомления об увольнении. Также планируется сократить управленческий персонал более чем на 80%. Все эти меры, по мнению руководства предприятия, предотвратят массовые сокращения персонала. Однако сами работники уже подумывают о том, чтобы уходить по собственному желанию.

С 1 июля ОАО «Моторостроитель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) перейдет на трехдневную рабочую неделю. Эта мера, по мнению руководства корпорации, позволит избежать сокращения кадров на самарском предприятии. До 2010 г. менеджмент завода предполагает сократить до 10% сотрудников. Прежде всего сокращению подвергнется административно-управленческий персонал.

«Сегодня ситуация такова, что на одного рабочего СНТК им. Кузнецова и ОАО «Моторостроитель» приходится 1,2 управленца. Оптимальный вариант 1:5 (один управленец на 5 рабочих), — отмечает представитель Объединенной двигателестроительной корпорации Анастасия Денисова. — Поэтому когда мы говорим о сокращении, то имеем в виду в первую очередь административно-управленческий персонал, но никак не основных или вспомогательных рабочих».

Генеральный директор Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» Андрей Реус назвал «сокращение управленческого персонала в корпорации необходимым шагом». «Изменения в структуре авиастроительного комплекса идут и в Перми, и в Самаре и будут продолжаться. Но не ждите каких-то резких действий. Мы много времени уделяем обсуждению этих вопросов. Сегодня наша производительность труда ниже, чем у конкурентов, в 4 раза, с такой производительностью работать нельзя», — отметил Андрей Реус. По некоторым данным, на «Моторостроителе» числится более 26 директоров.

В настоящее время, по словам Денисовой, уведомления о сокращении получили 560 сотрудников «Моторостроителя» и 300 — СНТК им. Кузнецова. «Дальнейшие шаги будут предприниматься только после того, как будет решен вопрос с трудоустройством планируемых к высвобождению сотрудников по согласованию с областными властями и в рамках трудового законодательства. В частности, мы планируем работу по созданию на непрофильных, не задействованных в основном производстве активах новых бизнес-единиц, куда может быть трудоустроен высвобождаемый персонал. Рассчитываем на сотрудничество в этом вопросе с областными властями, профсоюзами, бизнес-элитой.

Мы ни в коем случае не бросаем людей на центр занятости», — рассказал источник в ОПК «Оборонпром».

Сегодня из-за отсутствия заказов «Моторостроитель» и СНТК им. Кузнецова практически полностью простаивают. Персоналу зарплата выплачивается в размере 2/3 от оклада. Общая численность сотрудников предприятий составляет более 11 тыс. человек. Выработка на одного работающего в разы ниже, чем на других двигателестроительных предприятиях страны, и в десятки раз уступает показателям аналогичных предприятий за рубежом. Планируется, что в этом году порядка 40% заказов «Моторостроитель» получит от Роскосмоса, остальные — от Министерства обороны РФ и ОАО «Газпром».

В мае ОАО «Моторостроитель» открыло кредитную линию в ОАО «Банк ВТБ» на сумму 470 млн. р., за счет чего полностью погасило задолженность по зарплате перед своими сотрудниками. Но, как отметили в Оборонпроме, на сегодняшний день все дополнительные выплаты, включая бонусы и премии сотрудникам ОАО «Моторостроитель», приостановлены. Как предположил один из сотрудников завода, если в ближайшее время рабочим завода не возобновят премии и надбавки, можно ожидать масштабного оттока кадров на другие предприятия, в частности в ЦСКБ «Прогресс».