Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Мутная «автогражданка»

ОСАГО превратилось в страховую «пирамиду»

Илья Казаков

Поступления от ОСАГО в 2008 г. не покрывали объема всех выплат, произведенных в 2008-2009 гг. Получилась своеобразная пирамида. Страховщик, который ориентируется только на ОСАГО, становился вынужден все больше и больше заключать договоры «автогражданки» для покрытия выплат по страховым случаям предыдущих договоров. Все это привело к тому, что 25 марта 2009 г. вступили изменения в закон об ОСАГО. Однако страховщики оценили нововведения как «косметические».

По мнению большинства операторов рынка, закон об ОСАГО нужно кардинально пересматривать, а систему коэффициентов модернизировать, используя накопленную за шесть лет статистику. Причем проблема индексации тарифов в ОСАГО сама по себе актуальна даже без кивков в сторону кризиса. Ведь за шесть лет действия закона об ОСАГО базовые тарифы серьезно пострадали от ежегодной инфляции. Из минусов ОСАГО за время действия закона можно выделить несколько особенно ярких.

У страховщиков, например, вызывает недоумение неработающая система «бонус-малус». Точнее, система, работающая лишь по части «бонусов» (скидок), а от «малусов» (надбавок) автолюбители давно научились избавляться.

Без создания единой для России базы данных договоров по ОСАГО эта система была обречена на бездействие. Массу нареканий вызывают и коэффициенты на мощность автомобиля. По мнению игроков рынка, они вообще не несут в себе какого-либо экономического смысла, кроме социального подтекста: «Богатый платит за бедного». Эксперты утверждают, что мощность двигателя не оказывает прямого влияния на статистику ДТП и тяжесть их последствий.

Есть проблемы и с системой сезонных коэффициентов. Она превратилась в завуалированную форму предоставления рассрочек в уплате страховой премии, не предусмотренных законом. Без переписывания полисов. Своеобразную антикризисную меру для экономии бумаги и трудозатрат страховых агентов.

С 1 марта 2009 г. были запущены сервисные программы прямого возмещения убытков и упрощенного порядка оформления ДТП (европротокол). Из-за европротокола, по мнению страховщиков, станет гораздо больше обращений к ним с мелкими суммами — до 10 тыс.р., с которыми водители ранее часто предпочитали рассчитываться между собой на месте, чем часами ждать приезда ГАИ и иметь в перспективе повышение коэффициента «бонус-малус» при перезаключении договора ОСАГО.

Вырастет при этом нововведении и число мошенничеств. Ведь без ГАИ доказать факт, что авария произошла не год назад, будет сложно. По мнению экспертов, до 40% российского автопарка уже имеет нанесенные ранее повреждения, которые при должной подаче могут быть выставлены как недавно полученные в ДТП.

Ожидают рост числа мошенничеств и на рынке страхования грузоперевозок. Из-за отсутствия закона об обязательном лицензировании деятельности экспедиторов имеют место факты пропажи и порчи грузов. Но бороться с намеренной порчей грузов страховщики научились еще в докризисный период.